Связан ли Рахманинов с джазом? Нет, он не писал этой музыки, но он жил в Америке в 20-м веке, а это именно то место и то время, где и когда джаз стремительно развивался. То есть - не мог не повлиять на творчество Сергея Рахманинова. Другое дело, что влияние это заметно только опытному джазовому пианисту, который слышит все: стремление вырваться за рамки традиционной формы, ритмическое разнообразие, интонационный потенциал и колоссально усложненную гармонию рахманиновской музыки.
В Харькове проводником между музыкой Рахманинова и джазом стал Сергей Петрович Давыдов - джазовый пианист, преподаватель Харьковского института искусств. Он уже традиционно принимает участие в Международном фестивале-конкурсе "Сергей Рахманинов и украинская культура", который недавно завершился в Харькове. На 7-м фестивале в 2005-м году одна из импровизаций Сергея была построена на теме романса Рахманинова "Полюбила я на печаль свою". Организатор фестиваля Лариса Трубникова вспоминает: "это был и Рахманинов, и вся Украина, и вся Россия, помноженные на талант Сергея Давыдова".
Сергей ДавыдовНа этот раз джазмен обыгрывал тему из до-минорного этюда-картины и соль-минорных прелюдий. Помимо этого, многие композиции были авторскими. Особенно понравились публике "Телега с квадратными колесами" (из цикла "Украинские хороводы". Хоровод №4), где "квадратность" подчеркивали характерные интервалы в басу, и "Вальс для Ирины" (Хоровод №3), мелодия которой назойливо проигрывалась в памяти даже после того, как последний звук импровизации замер в воздухе. Иногда интонации были настолько рахманиновскими, что, казалось, Давыдов играет по нотам какое-нибудь не очень известное произведение великого композитора. Но вдруг в музыкальном построении что-то ломалось, ровные ритмические доли превращались в синкопы, звуковая ткань наполнялась блюзовыми ступенями, септаккордами всех мастей и оттенков: в музыку Рахманинова врывался джаз. Все это производило колоссальное впечатление на зрителей – они сидели как завороженные и боялись издать малейший шум...
Сергей увлекся джазом еще в детстве. Приобщение к музыке произошло исключительно по желанию самого ребенка - родители не имели отношения к музыке.
Сергей Давыдов"Харьковская музыкальная десятилетка, Харьковский институт искусств, работа преподавателем музыкального ансамбля, а затем джазовая кафедра – вот и все творческое развитие. Помню, что хотелось заниматься музыкой лет, наверное, с 12-ти" - вспоминает пианист. О своем преподавателе и духовном наставнике Виктории Ивановне Лозовой, которая была с ним и в школе, и в институте, Сергей вспоминает с большим теплом. Она учила его не только играть, но и отличать настоящую музыку от суррогата. "Я не приверженец категоричных высказываний: "этого нельзя делать, это плохо". Но мне не нравится музыка, которая до такой степени коммерциализирована, что теряет свой смысл - эстетическую ценность. С другой стороны я не считаю, что она не должна существовать, так как если она есть, то она, наверное, кому-то нужна. Все возможные направления, и жанровые, и стилевые, имеют свою нишу". Именно благодаря Виктории Лозовой Сергей осваивал премудрости классической музыки, которую он считает необходимой базой для любого джазового музыканта. Но любовь Давыдова – это, конечно, джаз, который музыкант научился играть самостоятельно. В Советском Союзе джазовая музыка развивалась спонтанно, своим собственным путем. Информации о достижениях джазменов в Европе и Америке практически не было. И пластинки с записями Оскара Питерсона, Каунта Бейси, Дейва Брубека, которые удавалось достать с величайшим трудом, Давыдов заслушивал до дыр. Сегодня к вышеназванным любимым исполнителям прибавились Херби Хенкок, Чик Кориа, Бад Пауэл, Билл Эванс, Вагиф Мустафа-Заде. Нравится Сергею и молодой Эльдар Джангиров, который "хоть и не играет по-своему, но очень крепок как музыкант – приятно послушать". А из постсоветских музыкантов Сергей почитает Даниила Крамера и Леонида Чижика - " это те люди, которые достигли в джазе больших высот". Впрочем, особо выделять кого-то Давыдов не берется: "каждый интересен по-своему".
Сергей ДавыдовСам о себе Давыдов говорить не любит. Но его имя в Харькове и Киеве и так хорошо известно: ведь человека характеризует не долгий список самотолкования, а в краткий список дел. В первой столице Украины Сергея можно услышать и в клубе ("Fidele"), и в филармоническом зале. В Киеве он выступает в Украинском доме, на площадке возле президентского дворца и в клубе "44". Там же, в столице, всего пару недель тому назад был записан второй диск Сергея Давыдова. Однако издать его хотя бы тысячным тиражом не получилось. Все экземпляры сразу разошлись между студентами и друзьями музыканта. "К сожалению, чтобы сделать большой тираж, нужны деньги, а нам не хватило даже на студийную запись – работали ночами в музыкальном училище Глиера на аппаратуре Тимура Полянского - моего знакомого звукорежиссера" - поделился Сергей.
Конечно, приглашают Давыдова и за границу – в Германию, Францию, Польшу, Россию. Как и всем талантливым музыкантам, ему предлагали переехать в Европу навсегда, однако это предложение было встречено без энтузиазма: "Здесь, в Украине, я участвую в становлении украинского национального джаза. Да и как можно променять наших украинских женщина на европеек? Наши во много раз красивее!".
Сейчас в жизни Сергея поездок за границу стало меньше. Возможно, потому, что прибавилось работы в консерватории. Давыдов проводит на основной работе большую часть своего времени, его можно застать на занятиях со студентами и в 9, и даже в 10 часов вечера. А желающих поучиться у него даже слишком много. В студенческих кругах консерватории он считается чуть ли не гуру фортепианного джаза в Харькове. Среди музыкантов, которые были студентами Давыдова, наибольшей известности добился Алексей Саранчин. "Есть и те, которые не учились у меня игре на фортепиано, но которых я считаю своими студентами и учениками, потому что мы вместе изучали если не специальность - инструмент, то джазовую гармонию и ансамблевое исполнение. Это Владимир Шабалтас, Александр Лебеденко, Евгений Селезнев, Денис Дудко – все они сегодня живут и работают в Киеве". Секрет школы Давыдова в том, что он учит студентов не только владеть инструментом, но и разбираться в музыке, не попадать в зависимость от модных, выхолощенных направлений, а стараться вникнуть в смысл по-настоящей музыки, которая, уверен музыкант, останется незыблемой.
Незыблемым, хочется верить, останется и джаз, хотя в рядах его поклонников существенно не прибавляется. По словам Давыдова, количество студентов, которые интересуются джазом, остается приблизительно на одном уровне. "Я бы не назвал будущее джаза в Украине, в том числе и в Харькове, радужным, но джаз будет развиваться обязательно. Уже хотя бы потому, что есть профессиональные учебные заведения, есть талантливая молодежь и есть тенденция к тому, чтобы люди, музыканты со всего мира в большей степени общались между собой. Одним словом – джаз будет!.." - подвел многозначительный итог Сергей Давыдов, человек, живущий в своем уникальном и своеобразном мире. Человек, который начинает каждый день с верхнего "ми" и заканчивает усталым, но довольным нижним "до". Человек, который, в отличие от многих, на свою жизнь не жалуется, а просто работает и творит. Удачи вам, маэстро!