1-й тайм. 14 июня, 2006 год. Германия, Лейпциг, "Zentralstadion". 16:00 - 18:00. Сходство футбола и джаза несомненно. То, что джаз является искусством - факт. Хотя для меня высшая степень джаза (во всех нюансах, включая и и умение самовыражаться посредством инструмента, и мировоззрение, и мироощущение, и образ жизни и т.п.) - это естество. Футбол тоже смело можно назвать искусством. В нём не меньше эмоций, мыслей... импровизации, в конце концов.
Лучшее, чего может достичь любой джазовый ансамбль, независимо от того, трио это или биг-бэнд - это способность звучать как единое целое. Когда каждый участник чётко, грамотно, с вдохновением выполняет свою работу на своём фронте-участке. Когда люди понимают друг друга и конечный результат зачастую превосходит все ожидания. Тогда рождается Музыка, "под естественными функциями которой понимается способность вызывать взаимосвязь индивидуумов в обществе, чувство общности, совместного слышания (Ганс Эйслер)".
Игра в футбольной команде сродни игре в джазовой группе. Украинским болельщикам не повезло. В этот вечер наша сборная не дала им ни капельки возможности ощутить то состояние эйфории, драйва, накала страстей и эмоций, которые всё-таки случаются в футболе. Игры не было. Индивидуальное исполнение ни к чёрту. Подобно механизму, где каждая шестерёнка должна надёжно функционировать для общей пользы, украинская команда развалилась на груду бесполезных деталей. Даже наличие суперзвезды не спасло. Вы же знаете, в джазе тоже присутствие на сцене супер-гипер-фирмача не гарантирует нужный результат и эффект. Искусство не родилось.
2-й тайм.
14 июня, 2006 год. Украина, Харьков, арт-кафе "Агата". 19:00 - 22:00.
Немного задержавшись на работе, вышел под унылый дождь (небо, по-видимому, тоже оплакивает этот футбольный кошмар), поспешил в "Агату", где сегодня дебют (совпадение, тоже с дебютом...) харьковского "Aquistic Quartet". Кто такие - не знал. К футболу отношусь весьма объективно, поэтому никакого угнетения не чувствовал и без всяких претензий на плохое настроение шёл послушать джаз, пообщаться . . . в общем, "сподiвався на несподiванки". Вот тут-то несподiванки превзошли всякие ожидания.
"Aquistic Quartet" - это Дмитрий Бондарёв (труба), Ефим Чупахин (клавишные), Ярослав Роденко (бас), Сергей Балалаев (ударные).
Так вот. Если "Aquistic Quartet" - это механизм, а четверо музыкантов - его шестерёнки, то всё работало так здорово, гладко и чётко, что остаётся только сидеть и восхищаться, раскрыв рот. А взаимодействие ударника и клавишных настолько органично, что "мурашки по спине" - мелочь. Слёзы накатываются от переизбытка радости, от соприкосновения с настоящим, с естеством!
/ В футболе тоже такие моменты случаются, когда играют два прекрасно понимающих и чувствующих друг друга форварда (имена подставьте сами)./
Джазу до стадионов, конечно, далеко. Да и надо ли ? В уютном зальчике арт-кафе "Агата", где собрались пару дюжин молодых (!) ребят и, что приятно, девушек (вопреки моему обречённо-скептическому отношению к новому поколению) эмоций, впечатлении энергии хватило бы ой-ой-ой на сколько! На концерте приятно было лицезреть, дай Бог им здоровья, и рассудительных родителей, которые привели приобщать своих чад к Искусству.
Звучали стандарты. Их, как ни крути, а научиться играть надо! А играть стандарты надо нестандартно. А нестандартно - это самобытно.
Прозвучали "Straight No Chaser" (T. Monk) и "Casino" (Bob James), "Windows" (C.Corea) и "Dolphin Dance", "Peanuts" и композиции Пэта Мэтини (Pat Metheny), Бада Пауэлла (Bad Powell), Стинга (Sting) и Херби Хэнкока (Herbie Hankock), которую Дмитрий Бондарёв закончил цитатой из "В лесу родилась ёлочка". "С Новым Годом!" - прозвучало из зала. А ведь Новый Год - это не только 1 января. Это прожитые 365 дней, 8760 часов, 525600 минут в стремительном полёте, стремлении к Вечному. Не важно с какого дня считать... Можно, к примеру, апример, с дня своего рождения.
В этот день - 14 июня - родился "Aquistic Quartet". Неизвестно, сколько у него "новых годов" впереди, но свой вклад в это самое Вечное они уже явно вносят. Да и время проведённое здесь показалось вечностью...
Говорят, что Харьков поставляет около 40% всех музыкантов в нашу столицу. Кажется, Киеву можно ожидать очередной десант из уже окрепших, подросших бойцов с барабанными палочками, саксофонами и трубами в руках и контрабасами наперевес.
22:00. Небо продолжает лить слёзы... слёзы умиления. Всё же есть в Украине настоящий джаз и стоящий футбол.