О джазе, неджазе и неоджазе
Современный джаз — это музыкальная свобода и синтез стилей. Организаторы «Джаз Коктебеля» стремились дать зрителям свободу выбора и представить синтез арт-стилей: не только музыку различных направлений, но и другие явления современной культуры. В 2011 состоялись предпремьерные показы фильмов украинских режиссеров и презентации передового эко-искусства.
Часть III. Что «Джаз» грядущий нам готовит?
«Коктебельская эйфория»— так называлась программа ночных кинопоказов на Nu Jazz Stage. 15 сентября кино началось эйфорией чувств — фильмом режиссера Карлоса Сауры о страстном танго.
Кстати, в тот же день на Волошинской сцене можно было услышать настоящее аргентинское танго в исполнении Себастьяна Печника (Sebastian Pecznik). Харизматичный гитарист произвел благоприятное впечатление. Наибольшее количество аплодисментов вызвала композиция Астора Пьяцоллы «Buenos Aires».
Гитара звучала нежно. Точнее, утонченно. То есть, завораживающе. Струны гитары задевали струны души. Как-то банально.
И тут на ум приходят слова скрипача Мэта Глейзера (Matt Glaser): «Говоря о музыке, мы часто пользуемся невнятной терминологией. Но не потому, что невнятна сама музыка. Просто музыка выражает чувства особыми способами. И когда хочешь описать это словами, то попадаешь в тупик».
На Nu Jazz ночь романтики завершилась показом киноальманаха «Влюбленные в Киев». Это украинский аналог известных короткометражных фильмов «..., я люблю тебя» про Париж, Лондон, Нью-Йорк и Москву.
16 сентября синематеку продолжил музыкальный доку-фикшн «Don't Worry» от режиссера Ганки Третяк. Презентовать картину публике приехали актеры фильма: киевский DJ Мишуков и нью-йоркский мультиинструменталист Spogga. Они исполнили программу, которая состояла из танцевальных композиций, а также не совсем танцевальных, но очень известных «We Don't Need No Education» (Pink Floyd) и «Forget You» (Cee-Lo Green). На экране в это время транслировались кадры из «Don't Worry». А показ полной версии фильма начался после трех ночи. И его увидели немногие. Те, кто хотел встречать рассвет на пляже у сцены. И те, кто надегустировался коктебельских вин до того состояния, когда становится все равно, какое сейчас время суток.
Кинематографическое искусство было только по ночам, а днем в Коктебеле презентовали искусство экологическое. На территории фестиваля расположился EnergyCamp, который демонстрировал
преимущества «зеленого» стиля жизни. С использованием солнечной энергии готовили кофе, жарили блины и проводили джазовые джемы. А из картонных пакетов и упаковок из-под сока изготавливали скульптуры и сувениры. Для сторонников здорового образа жизни проводились занятия йогой и дегустации зеленого чая.
EnergyCamp стал отличной альтернативой табачно-алкогольным «лакомствам», которые, чего греха таить, тоже были представлены на фестивале. Так что каждый мог выбрать развлечения по душе и убеждениям. Но как заметили организаторы EnergyCamp: «Каждое решение человека влияет на судьбу планеты».
На «Джаз Коктебеле» позаботились не только о судьбе планеты, но и о более локальных вопросах будущего: концертной программе X-го юбилейного фестиваля. На Nu Jazz Stage организовали конкурс, где зрители называли имена тех, кого хотели бы увидеть на сцене Koktebel Jazz Festival 2012. Публика жаждала рока: «Океан Эльзы», Muse, RHCP, Роберта Планта (Robert Plant) и Тома Уэйтса (Tom Waits). Всех рассмешило внезапное: «Quest Pistols». Но последовали и более «джазовые» реплики: Morcheeba, Нино Катамадзе, Adele. Лидерами голосования стали Sade и Jamiroquai. Ведущие вечерних концертов Сергей Федотов и Евгения Стрижевская обещали постараться привезти кого-то из этих исполнителей на «Джаз Коктебель».
Выбор аудитории подтвердил, что на фестивале желают слышать различные стили современной музыки. Но, наряду с жалобами на платные туалеты и строгую охрану, от публики Nu Jazz Stage звучали упреки в том, что на «Джаз Коктебеле» джаза нет. Хотя есть мнение, что настоящего джаза сейчас и вовсе нет.
«Джаз мертв. Это музейная музыка», — произнес легендарный трубач Майлз Дэвис (Miles Davis) в 1975 году. Похожую точку зрения высказал и один из участников «Коктебеля»-2011 Борис Гребенщиков: «У меня такое ощущение, что настоящий джаз перестал существовать к концу 60-х, когда исчезли условия, которые его породили. Жизнь стала другой. Но если мы говорим о джазе, как о музыкальной форме, использующей те или иные инструменты или приемы, тогда естественно до сих пор существует масса хороших музыкантов».
Как джаз в XXI веке в руках хороших музыкантов обретает новые формы, можно было услышать на Волошинской сцене. Музыку, которая рождается, благодаря смешению джаза и электроники, — на Nu Jazz. Взгляд молодого поколения на джазовую музыку — на Open Stage.
На «Джаз Коктебеле» джаз живет и растет. И не только как музыкальная форма, но и как философия свободного творчества, синтеза культур и различных видов искусства.
И X-й юбилейный фестиваль непременно станет очень джазовым. Каким же будет этот новый джаз? Продолжение следует... В сентябре 2012.
Начало истории:
О джазе, неджазе и неоджазе. Часть I
О джазе, неджазе и неоджазе. Часть II
Фото предоставлены пресс-центром фестиваля «Джаз Коктебель».