Джаз родился в эпоху, когда классовые теории торжествовали на планете во всех слоях общества. В конце двадцатых годов в СССР и Европе, а также в Америке считали, что джаз имеет народное, чуть ли не пролетарское происхождение. Большинство считало тогда, что порочное буржуазное общество губительно действует на джаз, оказывает растлевающее влияние.
Как советская власть относилась к джазу
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. Однако расхожее мнение, что советская власть всегда была абсолютно против джаза, не вполне верно. Наоборот, джаз в СССР попробовали сделать инструментом политики, пока не убедились, что ничего не выйдет. Тогда его и разлюбили, и переименовали в эстрадную музыку, а кто не захотел переименовываться, попал в черный список.
Подробнее о джазе в СССР
Есть версия, что джаз в СССР выжил благодаря тому, что считался музыкой негров, а их считали угнетенной нацией. А значит, дружественная советской державе. Поэтому джаз в Союзе не задушили совсем, несмотря на то, что многие талантливые джазмены не могли пробиться к широкой публике. Им не давали выступать и записывать грампластинки. Одним словом - давали дышать, но не давали жить. Джаз в России по-прежнему считался якобы идеологическим оружием, с помощью которого, например, США собиралась поработить СССР. Простые граждане искренне в это верили.
В конце сороковых годов во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, стали подвергаться гонениям. С началом оттепели репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. В пятидесятые и шестидесятые года в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна и Вадима Людвиковского, а также Рижский эстрадный оркестр.
Отец русского джаза
Отцом русского джаза можно назвать Леонида Утесова. Да, его музыка не совсем ассоциировалась с традиционными негритянскими мотивами, коими пропитан американский джаз. Но такова уж русская особенность - всё, в том числе джаз в России, развивается по своим законам. Советский взгляд на джаз был сугубо прагматичен. Тоталитарный режим почувствовал в джазе врага лишь в послевоенные годы, когда музыканты на первый план среди особенностей джаза выдвинули именно импровизацию.