Отгремели три кульминационных дня Международного фестиваля Jazz in Kiev. В памяти осталось столь много эмоций, впечатлений, что слушатели обсуждают выступления музыкантов до сих пор. И неудивительно, ведь такой грандиозный джазовый праздник столица еще не видела.
В рамках фестиваля выступило много звездных коллективов, и даже родился новый проект, который подтвердил стремление организаторов к джазовой интеграции. Музыканты из Украины (Дмитрий Александров, Олег Марков), США (Миша Цыганов, Саша Сипягин, Эссейт Эссейт) образовали United Quintet. Для фестиваля квинтет подготовил ряд авторских произведений Саши Сипягина и Миши Цыганова, русских музыкантов, которые живут, играют и известны в Нью-Йорке уже много лет.
Нью-йоркский пианист Миша Цыганов играл и записывался с такими джазменами, как перкуссионист Норман Хедман, саксофонист Чико Фримен, легендарные братья Майкл и Рэнди Бреккеры, Джо Чемберс, Кларк Терри, Дэйв Валентайн, Гари Барц, Хендрик Меркенс. Миша поделился мнением о фестивале Jazz in Kiev, рассказал о рождении группы United Quintet и пьесах, которые они исполняли.
Как появилась идея создания коллектива United Quintet?
М.Ц.: Диму Александрова я знаю давно, когда-то, еще лет 10 назад, мы играли на джем-сешнах в Харьковской консерватории, когда я приезжал. С Олегом Марковым поиграли вместе на моем мастер-классе в Киеве этой весной, почувствовали – что-то есть.
И вот неожиданно звонит мне Алексей Коган в Нью-Йорк и говорит: «Миша, есть идея создать United Quintet, такой русско-украинский бэнд!». С украинской стороны он предложил играть Диме Александрову и Олегу Маркову, а с русской – мне, Саше Сипягину и Борису Козлову. Но у Бориса не получалось прилететь, и я предложил Эссейт Эссейта, контрабасиста из Нью-Йорка. Так образовался United Quintet. Хотелось бы, чтоб эта идея как-то дальше развивалась. Программа была сложной, у нас было мало времени и только одна репетиция. Но ребята очень хорошо подготовились.
Расскажите поподробнее, какие авторские темы исполнял United Quintet? И по каким критериям они были выбраны?
М.Ц.: На фестивале мы исполнили три мои темы и три темы Саши Сипягина. При выборе мы с Сашей старались подобрать разноплановый материал. Мои темы – из последнего альбома "Always Going West". Я люблю посвящать свою музыку людям или связывать с какими-то конкретными событиями. В большинстве случаев, когда мне приходит в голову мелодия, я знаю о ком или о чем она.
"Anthony" – это посвящение Тони Уильямсу, одному из моих любимых барабанщиков. Это непростая тема с переменными размерами, в которой я специально аранжировал соло для ударных. Киевский барабанщик Олег Марков блестяще справился с этой задачей.
"Another Rainy Day". В тот день, когда мы записывали альбом "Always Going West" , после записи мы поехали в ресторан отмечать удачную запись пластинки и вдруг пошел страшный ливень, мы с трудом добежали из машины до ресторана, промокли. Вот и действительно получился «Еще один дождливый день». Хотя эту тему я так назвал задолго до пластинки. Получается, что настолько проникновенно сыграли эту тему, что пошел дождь!
"Say Where You've Gone" – посвящается одному из моих любимых пианистов Кенни Керклэнду. Меня потрясла его смерть, он ушел от нас совсем молодым и мог бы еще записать так много замечательных пластинок…
Что для Вас понятие "идеальный музыкант"?
М.Ц.: Идеальный музыкант, с которым мне легко играть, искать новое – это, прежде всего, музыкант лучше, чем я.
Я благодарен судьбе, что у меня была, есть и, надеюсь, будет возможность разделять сцену с музыкантами, которые выше по уровню, с большим, чем у меня, опытом. Когда я оказываюсь на сцене с такими людьми, они вдохновляют меня своей игрой, подталкивают к моим скрытым, резервным запасам. В эти моменты рождаются новые музыкальные мысли и идеи.
Есть какой-то уровень, на котором я играл пять лет назад, на каком я играю сейчас, и на каком я буду играть через пять лет. В такие моменты, мне кажется, что я на очень короткий отрезок времени (пока идет концерт) забегаю вперед в будущее и начинаю играть так, как я буду играть только лет через пять. Некая музыкальная машина времени. Но прихожу домой и понимаю, что играю я так, как играю сегодня, а не так как буду играть через пять лет. И с чувством сегодняшнего полученного опыта начинаю заниматься, заниматься, заниматься…
Кого хотели услышать больше всего на фестивале?
М.Ц.: Дейва Холланда, конечно! Его квинтет просто меня сразил. Слушал его новый коллектив (секстет) в прошлый четверг в Нью-Йорке. Мне очень приятно, что в этом составе Дейва Холланда принимает участие Саша Сипягин. Квинтет, с которым он выступал в Киеве – его основной, золотой. Я очень хотел его послушать. Но – это лично для меня. Кому-то, возможно, больше понравился коллектив Авишаи Коэна. Музыка Авишаи – это смесь фольклора с джазом, и другими стилями. Она более понятная. Среднему слушателю, не подготовленному, наверное, музыка Дейва Холланда показалась сложной. Конечно, еще интересно услышать Эла Джерро, хотя и слушал его уже неоднократно.
Но, для меня по стилю, тому, чем я занимаюсь, ближе Дэйв Холланд. Современный, модерновый джаз – это то, что мне больше нравится.
У каждого музыканта напряженный график. Расписан весь день: мастер-классы, репетиции, концерты. Это отнимает много сил. Но, тем не менее, после каждого концертного дня многие артисты собираются в ресторане «Пикассо» общаются, играют вместе. Как на все хватает энергии?
М.Ц.: Срабатывает привычка. Если часто ездишь в такие поездки, привыкаешь, входишь в такой ритм, график. Помогают очень яркие, невероятные впечатления, которые дают силу, энергию. Они в какой-то мере даже заменяют сон. Те музыканты, которые после концерта хотят еще поиграть, собираются вместе, но все это необязательно, по желанию каждого.
В рамках фестиваля проходят мастер-классы известных музыкантов, где каждый может задать вопросы. Часто ли проводятся такие мероприятия в рамках других фестивалей?
М.Ц.: Да, такое часто практикуется. Тот, кто приглашает какой-то коллектив, который куда-то выезжает – старается, помимо концертов, организовать и мастер-классы. Это дополнительный заработок для музыкантов.
Каждый музыкант имеет свой стиль проведения такого публичного «открытого урока». Какой мастер-класс в Вашем представлении – наиболее продуктивный ?
М.Ц.: Разные люди – разные мастер-классы. Я думал, у меня будет другой мастер-класс, но в последний момент все поменялось – решили провести общий: мой и Саши Сипягина. Я больше люблю писать, говорить, потому даже попросил поставить мне доску, чтоб записывать какие-то примеры.
Для того, чтобы больше узнать о музыканте, можно прочесть его автобиографию, письма, воспоминания, зайти на его веб-сайт и посмотреть где, когда и с кем он играл и записывался. Поэтому я думаю, что тратить на это драгоценные минуты отведенные на мастер-класс, совсем не обязательно. Я брал уроки у очень многих известных музыкантов, и меня не интересовали высокие материи. Я просто просил: покажи мне аккорд, какие ноты нажимать. Поэтому когда я даю мастер-класс, стараюсь дать конкретную информацию, чтоб люди пришли домой и смогли заниматься по этим упражнениям и максимально развиваться. Но каждый представляет свой мастер-класс по-разному. Кто-то любит больше играть, что тоже интересно. Где еще можно было услышать саксофон-соло Криса Поттера? Может, он каких-то своих хитростей и не рассказал, но все остались довольны. Я Криса Поттера слышал во многих разных коллективах, но его исполнение произведение соло услышал первый раз на его мастер-классе в Киеве.
На фестивале мастер-классы организованы продуманно, просто здорово. Эти занятия очень полезны для студентов и тех, кто изучает джаз. Можно прийти, послушать, пообщаться, спросить.
Чем может запомниться музыкантам Международный джазовый фестиваль Jazz in Kiev?
М.Ц.: Схема организации фестивалей одна и та же. Музыканты прилетают, их селят в гостиницу, кормят, везут на концерт. Тяжело придумать что-то новое в таком графике. Чем отличается приезд в Киев, – так это радушным приемом. В США на фестивалях все более официально: приняли, отыграли, проводили. Здесь прием более теплый и дружеский.
Я очень благодарен Алексею Когану, продюсерскому центру Jazz In Kiev за их огромную любовь к джазу, за гостеприимство и за потрясающий фестиваль.