Джаз-клуб – это культурный центр года. В Набережных Челнах есть такое место, которое славится своим уютом, продуманностью интерьера и, конечно же, уникальной музыкальной атмосферой. И все это создал человек, величайший поклонник джаза – Александр Колигер. Он еще 10 лет назад, в самое некомфортное время для этого музыкального стиля время умудрился создать настоящий джазовый-клуб, в котором за эти годы прошло более семисот концертных программ с известнейшими музыкантами.
В этом году клубу исполнялось 10 лет, и по этому поводу был организован фестиваль. На него приехали музыканты из Москвы, Самары, Казани, Санкт-Петербурга и, естественно из Набережных Челнов. Мероприятие имело грандиозный успех. После него удалось взять интервью у «виновника торжества» Александра Колигера.
- Многие почитатели джаза не знают о вашем клубе, поэтому расскажите что-то о истории его создания. Как получилось, что в небольшом городе удалось построить настоящий джазовый-клуб?
- Это было делом случая. После пятилетней работы в филармонии Казани и гастролей по разным уголкам страны…
- Прости, что перебиваю. Но ты же музыкант, владеешь саксофоном и прекрасно играешь на рояле. Поэтому давай ты расскажешь, о себе.
- Я учился музыкальное училище в Башкирии. В Набережные Челны меня позвали, чтобы создать первый джаз-бэнд. В то время только открылся единственный ДК КАМАЗа, именно там мы и работали. Мне вручили ордер на квартиру, что в тот момент было для меня очень важно, поскольку у меня недавно родилась дочь. На тот момент город только развивался, и в нем проживало около 150 тысяч человек.
В 1988 году мы создали джазовый оркестр.
- Так значит мы уже недалеко от создания клуба?
- Да. Решение принимали серьезные люди на уровне высшего руководства КамАЗа. Оркестр у нас уже был большой: ритм-группа с роялем, два саксофона, труба, вокалисты, а самое главное – помещение около 200 с лишним м2. Изначально его использовали как репетиционный зал, но все замучались возить аппаратуру и во второй свободной комнате организовали зал для выступления. В итоге все приезжали уже к нам. Вот так и появился на свет джазовый-клуб.
- А финансировал это КамАЗ?
- Да. Практически все здесь сделано на деньги АО КамАЗ, точнее его фонда культуры. Мы смогли достаточно быстро реконструировать первый зал, и 20 января 1991 года у нас состоялся первый клубный концерт. С тех пор к нам начали ходить три раза в неделю. И у нас появилась возможность приглашать известные джаз-группы и исполнителей.
- То есть клуб сразу стал принимать гастролеров?
- Да в марте 1991 года у нас выступали Крамер и Фишер, именно они открыли этот список.
- А до этого в город приезжали джазмены?
- Нет, никого не было. В городе только существовал наш джазовый оркестр. А потом пошло-поехало: гости из Москвы, шведы, французы и так далее. В 1991 году у нас состоялся первый фестиваль джаза международного уровня. Идиллия продолжалась до 1993 года, пока на КамАзе не произошла авария и сгорела большая часть завода. Поэтому мы начали шевелиться самим, вышли из структуры КамАза и стали самостоятельной организацией. Платили мы за аренду, но нам дали льготную цену, хотя приходилось искать все равно немалые деньги. Я провел реконструкцию и в итоге появился небольшой ресторанчик. В этом году мы пристроили приличный гардероб. В общем развиваемся. Конечно, у нс есть спонсоры, ведь без них мы бы не выжили.
- Сколько обычно концертов проходит в клубе?
- После оглашения нашей самостоятельности на 2 года концерты прекратились, поскольку у нас просто не было средств. И гастролировали мы также очень мало. Потом подросла джазовая молодежь, и они начали проводить у нас свои выступления – до 4 раз в неделю.
В нашем городе сложно организовывать ежедневные концерты, поскольку не получится собирать публику. Сейчас мы делаем два, порой три выступления в неделю. К слову, молодежи очень много приходит.
- Спасибо за интервью.