Харьков – удивительный город. В нем огромное количество талантливых, но известных в узком кругу людей. Со своим пониманием жизни, творчества, а главное – того, чем они занимаются. Один из таких харьковчан – Роман Филоненко. Джазовый гитарист, композитор, музыкант оркестра Юридической академии.
- Роман, можно ли о тебе сказать, что ты "играешь на похоронах и танцах"?
- На похоронах играл один раз в жизни. На танцах играю периодически. В основном, играю ту музыку, которая нравится мне. А если люди танцуют, то это очень хорошо.
- Гитара выбрала тебя или ты выбрал гитару?
- Я учился в 9-й музыкальной школе на скрипке. Но потом положил ее в шкаф и больше не доставал. А самой первой моей гитарой стала гитара отца – лет в 10 я первый раз взял ее в руки. Еще в детстве я хотел играть на саксофоне. Но думаю, что лучше научиться играть на чем-то одном, чем распыляться. Немного играю на басу, клавишах - но все это приложение.
- Ты относишься к тем гитаристам, которым для счастья нужна еще одна гитара?
- На данный момент у меня пять гитар, все они разные, для разной музыки, не считая баса.
- Кто был твоим учителем, кроме отца?
- Что касается наших гитаристов, многое мне дал по ощущению гитары Сергей Павлов, он работает в оркестре цирка. Слушал в свое время очень много Джорджа Бенсона (George Benson), но больше интересуют джазовые корни -- это Joe Pass, Django Reinhardt (последние пять лет этот исполнитель на первом месте), Bireli Lagrene, Jimmy Rosenberg. Сейчас слушаю больше джипси-гитаристов. А лет пять назад -- свинг тех времен.
- Довелось ли тебе поиграть с музыкантами, которых ты уважаешь?
- Очень много мне дала работа с киевлянами. Например, Владимиром Зинковским, Петром Пашковым, с которым мы пересеклись на джазовом фестивале в Запорожье. Есть сильные музыканты в Питере. Очень интересно было поиграть с квартетом Райана Коэна (Ryan Cohan Quartet), который приезжал в Харьков и давал здесь мастер-класс.
- А что ты думаешь о харьковских музыкантах?
- Это очень своеобразный город. У наших свои представления о джазе. Даже из Польши приезжали музыканты, так сказали. Либо он замешан на фолке, либо на хип-хоп музыке, зачастую само нутро -- музыки не джазовое. В этом смысле Питер и Киев -- более джазовые города.
А вот американцы играют по-другому, мы, пожалуй, так никогда не сыграем. Вообще ритм и время -- это проблема для нашей местности. Просто у них, у американцев, другой жизненный опыт, а это очень сильно сказывается в музыке. Американцы играют очень искренне, они это все проживают. А у наших зачастую стоит главная цель -- поразить, эффектно сыграть, что идет в ущерб музыке.
- Почему в таком случае ты никуда не уезжаешь? В Питер, к примеру.
- Уже есть здесь что-то. И честно говоря, я не люблю поездки, трудности, связанные с ними. Не настолько я сильный человек, чтобы жертвовать временем этой жизни для разъездов. Хотя может быть, многие люди это делают ради высокой цели. А так ради того, чтоб самому прославиться -- мне это не интересно.
- То есть тебе слава не нужна?
- Пожалуй, нет. Мне просто нравится делать музыку. Мне нравится, когда в музыке удается передать то, что чувствуешь. Музыкант -- это профессия, но зачастую -- это еще и потребность. Поэтому, если не будешь играть, эмоции некуда будет девать.
- Ты много пишешь своего. Что с этим материалом происходит дальше?
- Недавно с "Ялта-Джем" сыграли одну мою композицию... Пока за редким исключением не удается в силу занятости или работы или еще чего-то завершить свои проекты, но желание есть. Конечно, иногда я думаю, что нужно поторопиться. Но с другой стороны, меня не связывают никакие обязательства. Я очень рад, что нет никаких контрактов, рад, что есть настроение и желание.
- Сколько у тебя своих произведений?
- Законченных -- около 20. Сейчас с Александром Горбатенко, гитаристом, поиграли, хорошо, что-то захотелось сделать в дуэте.
- Что бы ты хотел сделать в будущем?
- Делать альбом и издавать его в Украине, кажется, смысла нет. Проще, что касается меня, просто записать и выложить музыку в Интернете. Потому что альбомы не продаются, коммерческой выгоды с этого никакой не будет. Но, в общем-то, она для меня, -- что касается моей музыки, -- не стоит на первом месте. Я не продавец музыки, мне это не интересно. Мне больше интересно искусство.
Хотел бы к 40 годам стать зрелым музыкантом. Для джазового музыканта мне еще расти и расти. Еще очень много всего, что можно узнать и куда можно идти. Если разделить на музыкальные моменты и технические, то в технике очень много моментов, которые можно совершенствовать, а что касается музыки, то это целый мир, и неизвестно, что завтра тебе может открыть Господь.
Проекты, в которых играет Роман Филоненко:
Grooving, Daisy Sisters, Yalta Jam, ретро-ансамбль "Глобус", H.City duo, дует с В.Мастинским (кларнет), дуэт с А.Горбатенко. Музыканта можно послушать в харьковских музыкальных клубах и кафе, в оркестре Юридической академии, а также на страничке http://www.myspace.com/romanphilonenko и на его странице вКонтакте.