Три культурных ответа. Джонатан Блок

Джонатан БлокВ последнее время разнообразные мастер-классы, визиты зарубежных профессионалов и для ознакомления с нашей страной и для того, чтобы поделиться опытом – дело привычное. К тому же, подобные вещи не диковинка для любой жизнедеятельной области культуры, науки, экономики, права, менеджмента… Не исключение, уже, составляет и украинская джазовая культура, интерес к которой всё возрастает за рубежом. Про поддержку джаза нашей страной говорить не будем, это тема не для одной более грустной публикации. А заинтересованность зарубежных музыкантов, функционеров, журналистов – отметить стоит.

Каждый из гостей составляет своё мнение, основное настроение коего – откровенное удивление. Музыканты приятно удивляются уровню своих украинских коллег, поскольку остальная часть этой инфраструктуры, зачастую, их интересует в меньшей степени. А люди, которые занимаются именно "джазовым менеджментом", не могут скрыть своего восхищения энтузиастами-украинцами и в то же время – разочарования из-за парадоксального отношения страны к этой области культуры, а также нежелания вкладывать в её развитие средства негосударственных учреждений и лиц.

Не исключением стало и настроение Джонатана Блока, одного из учредителей и директоров "Vermont Jazz Center", известного джазового пианиста, а также учредителя общественной организации северо-восточных штатов Америки по борьбе с ядерным вооружением. Правды ради, надо сказать, что именно дела последней организации и стали основной целью визита Джонатана Блока, который сейчас проходит по странам Европы. Но во время нашей встречи, которая состоялась несколько дней тому, мы говорили на другую тему.

– Расскажите, пожалуйста, про основные направления деятельности вашего джазового центра.

– Кроме разнообразных локальных концертов, нескольких джазовых фестивалей мы успешно реализуем программу "джазовое образование". Её основные направления: детские джазовые лагеря, которые включают и мастер-классы известных музыкантов, и живые ежевечерние концерты, и джем-сешны. Значительное внимание уделяется созданию детских ансамблей, а также изучению необходимой литературы. Также во время этих мероприятий существуют аудио– и видеоклассы с прослушиванием и просмотром фильмов, радио– и телепередач о джазовой музыке и просто альбомов. Обязательным есть обучение музыкальной грамоте, композиции, гармонии. Также при нашем центре, существует библиотека, в которой собраны интереснейшие образцы разнообразной информации о джазовой и классической музыке. При библиотеке действуют курсы, как мы их называем, "истории джаза". Вы можете узнать историю любого стиля, биографию музыканта, даже информацию про любой инструмент. А сейчас мы открываем новую программу по обмену опытом. В наш музыкальный колледж мы хотим приглашать музыкантов-педагогов их всех уголков мира. Это будет очень полезно и очень интересно для студентов и наших педагогов также.

– Что вы знали о джазовой Украине до приезда и что знаете теперь?

– Первое, что хотелось бы сказать – меня не покидает ощущение, что я нахожусь в другом мире. Это касается не только джазовой культуры, но и вашей жизни в целом. Меня удивило практически всё, что я успел увидеть. Мне посчастливилось попасть на очень интересный концерт в джаз-клуб "А7", где известный американский пианист Марк Соскин играл вместе с украинскими музыкантами: саксофонистом Дмитрием Александровым, басистом Андреем Арнаутовым и барабанщиком Алексеем Фантаевым. И теперь я знаю, кто будут первые педагоги, которые приедут в наш колледж. Я не шучу. Они назвали своё трио "Kiev All Stars Band" – и я верю, что они лучшие, хотя ещё верю в то, что это только некоторые из лучших у вас. Конечно же, я не знал никого из ваших музыкантов до приезда. Теперь очень жалею об этом. Сейчас я понимаю, что у вас умеют и хотят играть джазовую музыку, но в то же время, понимаю, что не всё в этой сфере у вас так просто. Хотя самое главное, что у вас есть музыканты. Будут они любить джаз – со временем его полюбят и все остальные. (Джон Блок после интервью получил в подарок подборку из 20-ти лучших украинских джазовых альбомов). А самое важное, что я хотел бы отметить, что мне очень хочется рассказывать о вашей стране людям, и хочется, чтобы о ней знали. И я думаю, что имею уже право приглашать к вам всех, кого знаю.

– Если бы вы попали в Украину с целью развития и усовершенствования джазовой инфраструктуры, с чего бы вы начали?

– Конечно же, многое зависит от общества в целом. От джазового сообщества. Его надо, по возможности, группировать и объединять. Вместе ведь легче. Я шокирован тем, что у вас нет джазового радио, обязательной составляющей. Вы рассказали мне о закрытии единственной программы на телевидении о джазовой музыке – это тоже очень большой минус. Мне понравился ваш джаз-клуб "А7", но есть некоторые нюансы – он далеко от центра и он !один. Я знаю, что есть ещё места, где можно услышать джазовую музыку, но этого мало, и всё же – акустический рояль есть только в одном "А7". Профильных изданий должно быть больше, а работать в них должны исключительно профессионалы. Но мне кажется, что вы со всем этим справитесь. Главное объединить усилия людей, которые любят джазовую музыку и которые умеют работать в области культуры. А ещё мне кажется, что я вернусь. По крайней мере – очень хочется…