Наверняка наши читатели знают о том, что украинский саксофонист Макс Кочетов – основатель группы Джанкой Brothers, лауреат конкурса "ДоДж Юниор" и просто один из наиболее ярких представителей киевской джазовой сцены, – в 2006-м году сменил место жительства: уехал в Сербию. Отъезд этот, в общем-то, не кривя душой, можно назвать достаточно ощутимой потерей для украинского джаза. И – находкой для джаза сербского: я нисколько не была удивлена, увидев Макса в составе главного сербского биг-бэнда, аккомпанировавшего Джону Фэддису 24-го октября 2008 на открытии джаз-фестиваля в Белграде (где в настоящий момент нахожусь). Кочетов пребывает в прекрасной форме; осмелюсь отметить, что его соло слушались куда выгодней, чем соло его сербских коллег. Поскольку наш портал не придерживается принципа "с глаз долой – из сердца вон", мы буквально за 4 часа до публикации этого интервью встретились с музыкантом – и теперь даем ему слово на страницах портала. Какова была причина отъезда, что хорошего (и сколько) дают в Белграде, – рассказывает он сам.
Так, сейчас я только фотоаппарат достану. Буду тебя фотографировать.
Ой... Мы сегодня до 3-х утра работали... Ну ладно.
Ничего-ничего, нормальный, довольный вид у тебя. Итак, Максим, расскажи, пожалуйста, по какой же всё-таки причине ты покинул родную страну? Не думаю, что все наши читатели в курсе.
Ну, во-первых, у меня жена из Сербии. И мы лет шесть жили вместе в Киеве. А почему уехал... Решил как-то поменять атмосферу окружающую.
О возвращении речи не идет, так? Навсегда уехал?
Не знаю. Не могу сказать.
Ну тебе здесь, в Белграде, хорошо, по крайней мере?
Отлично. Во всяком случае, я здесь играю музыку, которую люблю. Что невозможно делать в Киеве. Это, кстати, одна из причин, по которой я решил что-то поменять в жизни.
Ну, всё-таки Белград – это не Нью-Йорк, не Париж и даже не Берлин, правда? Восточная Европа – она и есть Восточная Европа, критических отличий наверняка нет, да? Какая здесь ситуация с гонорарами, кстати, если не секрет?
С клубными?
Да.
В среднем от 30 до 50 евро за вечер. Есть клуб, правда, в котором я получаю 100. Но это казино какое-то. Но – играю джаз при этом, без компромиссов.
А с кем играешь?
Есть мой квинтет, играем мою музыку. Уже записали альбом, но еще не свели пока.
А что за квинтет?
Ну сербы, сербы. Местные. Пианист вот живет в Австрии, закончил Грац.
Состав традиционный, без экзотики?
Традиционный, да. В трио еще играю – органист, барабанщик и я. Завтра у нас концерт в другом городе, вот, бежать нужно, собираться в дорогу.
Ну и в биг-бэнде ты играешь, так? Кстати, мне кто-то из организаторов фестиваля сказал, что ты потеснил саксофониста из этого оркестра и теперь играешь вместо него, хотя он вроде бы не хотел уходить...
Ерунда какая. Я вообще в этом биг-бэнде не на постоянной основе работаю. Позавчера играл, потому что их альт-саксофонист был на больничном. Ну, руководство биг-бэнда хотело бы, конечно, чтобы я у них работал вместо него, не без этого. Но я с тем парнем дружу, у нас нормальные отношения и никаких таких вытеснений и в помине нет... Да и вообще – здесь так просто никого нельзя с работы уволить, если честно. Поэтому что-то твой "источник информации" выдумывает. Просто здесь есть еще один биг-бэнд, поменьше. Balkan Connection. Вот там играю я.
Понятно. Как с языком у тебя? Ты знал сербский до того, как уехал?
Нет, не очень. Чуть-чуть мог изъясняться.
Уроки пришлось брать?
Нет, никаких уроков. Разговорный сербский обычный... Язык-то родственный.
Чуть менее родственный, чем, скажем, польский, но тоже ничего, да. В Киев-то приезжаешь?
Ты знаешь... с тех пор, как уехал – ни разу не был. Меня, правда, Игорь Закус звал на какой-то концерт, который будет в Киеве 11-го ноября.
А, – это, наверное, Sax Kolo, саммит саксофонистов такой.
Да, точно. Но у меня до его звонка уже было назначено выступление здесь, так что я не могу нарушить обещание, к сожалению.
Скажи, а гражданство у тебя еще украинское?
Да, украинское. У меня тут такая виза... сложно перевести на русский. Что-то вроде вида на жительство, но с "накопительным" свойством. Если тебе ставят 3 такие визы подряд, то ты можешь получить сербское гражданство. У меня уже 2 таких есть, 2я закнчивается. Я, правда, не знаю, какой там договор с Украиной у Сербии... Слышал, что вроде бы двойное гражданство возможно.
Ох, что-то я сомневаюсь в этом. Вообще сейчас, знаешь, трудно что-то планировать, мне кажется: времена уж чересчур непредсказуемые... А как здешняя публика? Ходит народ на джаз?
Ходит. От совсем молодых до пожилых. Ходят...
Скажи, а есть кто-то из твоих сербских коллег, кого бы ты советовал послушать? Есть ли что-то выдающееся в сербском джазе?
Конечно, есть. Просто мало кто остается в самой Сербии – многие уезжают в Штаты, в Германию.
О, хотела с тобой поделиться: вчера в ресторане нашего отеля праздновали свадьбу, и играл национальный духовой бэнд какой-то. Прямо не свадьба, а фильм Кустурицы, честное слово! Мы с коллегами из Италии, Турции и Уэльса как раз проходили мимо и задержались минут на 10 посмотреть. Очень колоритно!
А я, кстати, играл у Кустурицы. Записывал саундтрек к его последнему фильму "Zavet".
Да ты что!
Ну да. Правда, это не джаз....
Да какая разница. Музыка – она и есть музыка. Ну и как же это произошло?
Да записывал с какой-то группой какой-то альбом на студии. И барабанщик этой студии работает у Кустурицы в Non Smoking Orchestra. Мы познакомились. Через какое-то время мне звонят и предлагают поработать над саундтреком. Ну, записали. Потом ездили в Париж на премьеру фильма. После премьеры играли концерт в огромном зале. Такой шик, знаешь. Фантастика. Ну, и иногда я играю с Кустурицей. Не с самим Эмиром в Non Smoking Orchestra, а с его сыном, барабанщиком. Его зовут Стрибор.
Тоже хорошо. Почему бы и нет. Ну, напоследок скажи нашим читателям что-нибудь.
Ох. Что сказать. Скучаю! Очень скучаю. Было бы здорово приехать. Выступить с концертом. Возможно, с той группой, которая у меня здесь сейчас есть...
Ну, будем надеяться, что так оно и будет. Удачи!