Александр Трофимчук – джазовый энтузиаст, каких мало. Помнится, около года тому назад от него пришло письмо в редакцию портала: "Пожалуйста, разместите информацию о группе "Art-Time". Она образована в поселке городского типа Клевань. Послушайте, пожалуйста, и наши треки – нам интересно узнать ваше мнение". Трофимчук в данном случае выступал и как пиар-менеджер, и как директор коллектива, и как его спонсор.
Откровенно говоря, несмотря на то, что инициатива создать в населенном пункте, далеком не то, что от столицы, но и от собственного областного центра, заслуживает всяческой поддержки и похвалы, особых надежд в отношении творческого потенциала такого коллектива я не питала. Однако прошел год; Александр Трофимчук вырос как организатор – стал сопродюсером фестиваля Art Jazz Cooperation, а курируемая им группа крепчает на глазах. Мы беседуем с Александром в перерыве между выступлениями музыкантов на фестивале Art Jazz Cooperation.
Как стало возможным, что в поселке городского типа вдруг появилась джазовая группа? Как это вообще реально?
В пгт? Есть люди, которые работают в музыкальной школе. Эти люди хотят реализоваться – преподавание в профессиональном плане им дает мало. Вот они и начали что-то делать…
Ну, это-то понятно. В любом городе, я думаю, есть такие люди.
Да, ещё: пгт у нас немалый. Около 9 тысяч населения.
Так. Около 9 тысяч. А как группа вообще существует? Я вижу, что она какую-то поддержку получает, кроме моральной. Правильно?
Видите ли, мы с преподавателями очень хорошо знали друг друга. Я ведь тоже учился в этой музыкальной школе. Многие ребята, конечно, моложе меня. Но их родители тоже работали преподавателями в этой музыкальной школе. Музыка эта мне тоже нравится. На базе моего предприятия «Art» мы нашли возможность купить аппаратуру, инструменты. Ну, и так начали работать.
Правильно ли я понимаю, что все музыканты трудоустроены в музыкальной школе?
Нет, не все. Кто-то работает даже у меня менеджерами! (улыбается) Например, саксофонист работает у меня на фирме, бас-гитарист тоже у меня на фирме работает. Игорь концертмейстером в музыкальной школе работает. А недавно мы получили звание народного аматорского коллектива, и он получает ставку руководителя художественного. Естественно, что-то я сам доплачиваю ребятам. Потому что нужно ездить на репетиции. Кто-то где-то еще работает… Юля, например, преподает в музыкальной школе и во Дворце молодежи и юношества. Дворец там у нас такой есть.
Не так давно в группе немножко поменялся состав. Мы осознавали, что нужно менять что-то: некоторые музыканты в персональном своем уровне для этой музыки немножко не дотягивали и они это чувствовали. Кто-то уходил сам, кому-то предложили это сделать…Нашли людей, которые имеют более профессиональный, образование, может быть, и техническую подготовку. Предложили им какие-то определенные условия. В итоге – у нас собрались те люди, которые любят эту музыку играть, которые «выросли из штанишек попсы», скажем так. Кто-то где-то, правда, рок поигрывает еще (улыбается). Музыканты наши пытаются зарабатывать еще где-то, но основное дело, для души, – это «Art-time».
Скажите, а у Вас какая роль в этом проекте?
У меня роль какая? Во-первых, в группе мой сын занимается, а вторая роль – мне интересно, чтобы этот коллектив немножечко вырос и они могли себе просто зарабатывать на жизнь этим делом.
И что Вы делаете в этой связи?
Что делаю? Пока технически оснастил их, создал им базу. Может быть, и этим фестивалем занимаюсь ради того, чтобы и они участвовали в этом, имели контакты, услышали других музыкантов, что-то почерпнули для себя. Потому что все равно работа на зрителя неоценима. Когда человек играет сам для себя, он считает, что он очень хорошо играет. Полезно услышать, как другие играют: можно что-то и взять от этого. И всегда общение с музыкантами создает какую-то почву для того, чтобы подумать и переосмыслить отношение к одному или другому подходу к творчеству или, скажем, к работе.
У меня есть свой бизнес. Но мне интересно попробовать свои силы в том, чтобы ребят подтолкнуть и чтоб это получилось. А почему бы и нет? Тем более, что у нас в Западной Украине, честно говоря, с джазом немножко так себе… В Центре и на Востоке поинтересней.
Да, можно было бы побольше.
Но что-то надо делать. Начинать надо.
А руководствуетесь ли Вы в организации фестивалей его коммерческой успешностью? Т.е., если он не будет коммерчески успешным, как долго Вы сможете продолжать этим заниматься?...
На сегодняшний день никто коммерческой успешностью не интересуется. Для нас главное, чтобы мы не были в минусах больших. Вот и всё. Но какая-то поддержка есть у спонсоров, Мы так прикинули: не будет «пролёта» – и хорошо. Уучитывая то, как первый день прошел… Думаю, не будет «пролёта». Если будет, то минимальный какой-то.
Никогда ничего не бывает сразу. Нужно, если какое-то дело начинать, так методически к этому подходить. В данном случае – приучать людей к джазу. А когда они пойдут, – уже думать о каких-то выгодах… А проект, думаю, будет существовать. Тем более, после первого фестивального дня… Я знаю мнение людей даже от власти, которые в Доме культуры которые работают. Они на следующий год готовы выделить деньги на этот фестиваль. Хорошо, что они пришли. Мы думали, – придут– не придут… Пришел начальник Отдела культуры, один, второй… И, честно говоря, они были в восторге.
Они просто не ожидали, что это будет на таком уровне. Они думали, – ну соберутся там ребята, потусуются. А все прошло на таком более-менее приличном уровне. Из зала, говорят, так выглядело. Мне, например, со сцены тоже нравилось. Я сбоку стоял.
Сегодня утром мне звонили чиновники, говорили, что городу Ровно было стыдно (наш город меньше, чем Луцк). Они хотели быть просто причастными к этому фестивалю в рамках празднования Дня города. А когда увидели, на каком это уровне прошло, – решили, что в следующем году поддержка станет более весомой. Там и депутаты будут. Там и комиссия по культуре будет заседать и, я думаю, поддержка финансовая будет более существенная. И мы что-то сможем сделать.
Скажите, а в Клевани вы концерты устраиваете?
Да. Мы делали раз в год. Честно говоря, население такое, что…Врачи, работники культуры, учителя школ ходят. Музыкальная школа есть – учителя музыки. Зал – то у нас небольшой. Каких-то 260 мест. Делаем это раз в год. Но делаем.
Продолжайте, пожалуйста. Всех благ Вам. Я думаю, все хорошо будет у Вас.
Спасибо. Надеемся!
Материал подготовлен при участии Ларисы Балакирской