Примерно полтора-два года тому назад на сайте Радиобэнда Александра Фокина появилась информация о том, что оркестр примет участие в съёмках продолжения ставшего уже легендарным советского фильма «Мы из джаза» (1983, режиссёр Карен Шахназаров).
Оркестру (под управлением бывшего заместителя министра внутренних дел Украины, снабдившего свой коллектив высококачественной аппаратурой и инструментами и организовавшего целую серию совместных проектов с участием джазовых звёзд мира уровня Эрика Мариентала и Джонатана Батлера), можно сказать, повезло: судя по пресс-релизу, вторая серия советского хита задумывалась как своеобразный полнометражный клип Радиобэнда. Он должен был стать не просто участником проекта, а полноправным «коллективным актёром». Несмотря на то, что уже тогда сайт оркестра публиковал конкретные имена людей, которые согласились участвовать в съёмках – актёров Александра Панкратова-Чёрного, Игоря Скляра, Николая Аверюшкина (на фото вверху) и сценариста оригинального фильма Александра Бородянского – точные даты начала съёмок и кастинга, подробности работы над сценарием и прочие детали не разглашались.
Осторожно опубликовав эти новости на UAjazz.Com, я «для проверки» спросила автора музыки к первому фильму, Анатолия Кролла, знает ли он о готовящемся «сиквеле». Композитор без колебаний высказался в том ключе, что Карен Шахназаров никогда не снимает продолжения своих фильмов и вообще против попыток реанимировать дух предыдущих проектов, и что сам Анатолий Ошерович о «второй серии» не слыхал. Исходя из того, что мимо Кролла новость о продолжении фильма пройти не могла, на этом я и успокоилась: ну, мало ли бывает, – может быть, то, о чём писали пресс-атташе «Радиобэнда» было всего лишь в планах; может быть, на сайте оркестра публиковались промежуточные результаты переговоров, а до констатации факта дело ещё не дошло.
Однако по прошествии пары лет, – буквально около недели тому назад – из первых уст стало известно следующее. Фильму – быть; права на использование названия «Мы из джаза» и вообще все существующие права на сиквел выкуплены Александром Фокиным; сценарий, автором которого стал Александр Бородянский, готов; мало того, переведён на английский язык, поскольку фильм (цитирую пресс-релиз) «выходит за рамки одной страны и становится международным, – украинско-американским»; плюс ко всему, в фильме сыграют самих себя звёзды мирового джаза. Короче говоря, по сравнению с добрым, наивным и «домашним» фильмом Шахназарова «Мы из джаза» – это, не иначе, блокбастер от музыкальной мелодрамы.
Собственно, зачем пересказывать своими словами – вот официальный документ, отправленный на редакционный адрес UAjazz.Com:
Полнометражный художественно-музыкальный фильм
«Мы из джаза-2» (в мировом прокате – «Джазмен»).
Проект является продолжением одного из самых успешных кинопроектов советского кино – х/ф «Мы из джаза», реж. Карена Шахназарова и сценариста Александра Бородянского. Производство студии «Мосфильм», 1983 год. Однако, хотя новый фильм продолжает историю потомков главного героя первого фильма Константина Иванова (актер Игорь Скляр), сам проект выходит за рамки одной страны и станет международным – украинско-американским. Стиль фильма – музыкальная мелодрама с элементами комедии.
Сценарий нового фильма уже написан и переведен на английский язык. Автор сценария – выдающийся российский сценарист Александр Бородянский, режиссер – Эндрю Шейн (США). Продюсер проекта – Александр Фокин, лидер украинского джазового оркестра «РадиоБенд Александра Фокина». Он же является обладателем всех прав на х/ф фильм «Мы из джаза-2». Новый фильм будет сниматься в двух городах – Киеве (2/3 хронометража фильма + финальный гала-концерт звёзд) и Чикаго (1/3 хронометража).
В начале нового фильма примут участие главные герои первой кинокартины, сыгранные популярными росийскими актерами Игорем Скляром, Александром Панкратовым-Черным и Николаем Аверюшкиным.
Помимо киноактёров, в новом проекте примут участие 14 наиболее ярких звезд мирового джаза, каждый из которых, помимо финального гала-концерта, также сыграет сам себя в эпизодической роли.
Это: дирижер и продюсер Куинси Джонс, гитарист Эл Ди Меола, пианист Чик Кориа, трубач Артуро Сандовал, певица Чака Хан, певец Билли Джоэл, альт и сопрано-саксофонист Эрик Мариентал, певец и пианист Фредди Равель, исполнитель на синтезаторах Херби Хэнкок, тенор-саксофонист Гато Барбиери, блюзовый гитарист Бадди Гай, композитор и пианист Джо Сэмпл, группы Chicago и Liquid Soul.
Главного героя фильма, внука Кости Иванова, Джеймса, будет играть американский актер (кастинг на роль в США уже проводится). Отца главного героя, Юрия (Джорджа), сыграет известный российский актёр [предположительно; переговоры ведутся в нескольких направлениях – ред.] Юрий Стоянов. Одну из ролей второго плана сыграет выдающаяся американская певица Ким Сендерс. С украинской стороны в роли главной героини выступит молодая талантливая актриса и ряд украинских актеров – в ролях второго плана. Отбор кандидатов уже проведен, видеопробы сделаны.
Заключающий фильм, гала-концерт мировых звезд джаза, который будет сниматься в Киеве, будет издан на DVD в полном объёме как приложение к DVD-версии нового фильма.
Задачи, которые ставит перед собой съёмочная команда фильма, вполне «тянут» на мировой музыкальный шедевр с широкой географией и долгим сроком экранной жизни. Прицел команды – первая для Украины премия Киноакадемии США «Оскар».
Каковы резоны? Во-первых: звездный, даже для Америки, состав музыкантов-участников проекта, отличный интернациональный сценарий с подчеркнутыми вечными человеческими ценностями – яркой музыкой; преданной, чистой любовью; верностью своему жизненному призванию; не пафосным, но настоящим патриотизмом. И, конечно же, главный коллективный герой фильма – оркестр «РадиоБэнд Александра Фокина», на сегодняшний день – один из лучших в мире.
Фильм с такими качествами может стать востребованным и любимым публикой в нынешнее не простое, кризисное время. Особенно в условиях дефицита производства ярких музыкальных фильмов не только в США, но и во всем мире. В Украине и других странах СНГ фильм выйдет под названием «Мы из джаза-2», а в мировом прокате – под названием «Джазмен».
Продюсер проекта – А. Фокин
Не знаю, как вам, а мне после прочтения пресс-релиза стало страшно. Во-первых, потому, что снять кино – задача несоизмеримо более сложная, чем организовать концерт со сколь угодно «высокими» гостями, пусть таких концертов на веку Александра Александровича и добрая дюжина. И выступления-то не всегда удаются такими, как задумываются, а уж кинематограф – это искусство куда более тонкое, чем концертное продюсирование.
Во-вторых, потому, что одно дело – снять фильм для того, чтобы его посмотрел зритель и зрителю понравилось. Другое дело – изначально ставить целью своего первого кинопроекта, фигурально выражаясь, «попасть в книгу рекордов Гиннеса». А ведь именно такое ощущение оставляет пресс-релиз.
В-третьих, потому, что в придачу к пресс-релизу мне удалось прочитать сценарий (любезно предоставленный продюсером), в котором человеку, не понаслышке знакомому с состоянием отечественного джаза, заметно достаточно приличное количество не соответствующих украинской действительности реалий.
Собственно говоря, для того, чтобы обсудить свои страхи и сомнения, я и задала несколько вопросов автору идеи и продюсеру будущего фильма; руководителю «Радиобэнда», продюсеру многочисленных международных концертных проектов, Александру Фокину.
– Александр Александрович, каковы общие дедлайны осуществления проекта и прочие сроки создания фильма? Какая работа ведется прямо сейчас? Когда закончится кастинг?
А.Ф.: Фильм будет сниматься в 2010 году, с мая по август. Сейчас идет активная подготовка к съёмкам по всем направлениям; прямо сейчас в США проводится кастинг на роль главного героя среди молодых американских актёров, идут переговоры со звездами мирового джаза, которых хотелось бы видеть и слышать в этом проекте. Практически со всеми остальными персонажами уже все решено. Кастинг проводился в апреле этого года.
– Пишет ли кто-то оригинальную музыку к фильму или в нем будут использоваться только общеизвестные джазовые композиции? В курсе ли происходящего Анатолий Кролл, автор музыки к оригинальной версии кино?
А.Ф.: Оригинальную музыку к фильму рискнул написать я сам. И это особенно меня обязывает, потому что в финальном гала-концерте фильма мой оркестр и джазовые супер-звёзды будут играть или петь сплошь неувядающие хиты, которые после выхода фильма, надеюсь, лет на 50 станут определенными «музыкальными памятниками» джазу ХХ века от джаза уже ХХI века. А Анатолий Кролл о проекте узнал от меня лишь в сентябре прошлого года после нашего концерта в Москве.
– Расскажите о режиссёре Эндрю Шейне (Andrew Shane). В глобальной кинематографической базе www.imdb.com есть лишь один режиссер с таким именем, – довольно молодой человек с одним персональным фильмом в портфолио.
А.Ф.: Так оно и есть. Ранее он работал как главный оператор в ряде полноформатных художественных фильмов. Он имеет университетское кинематографическое образование, согласно которому он и режиссер, и оператор. Мало того, он имеет приличный опыт съёмок музыкальных видеоклипов, а также документального кино и телепрограмм. В общем, всё в одном. Плюс он прилично говорит на русском языке и понимает наши ментальные реалии – его родители когда-то жили в Украине.
В этом и заключается моя концепция проекта. То есть, в большом музыкальном проекте будут только одни звёзды – музыканты, а все остальные участники широкой публике не должны быть известны, они должны талантливо и, главное, достоверно представить в фильме сюжетную его часть. Да так, чтобы зрителю не «мозолили глаза» узнаваемыми лицами. Главное здесь – великая музыка, а все остальное должно смотреться как реальная история, увиденная зрителем, скажем так, в реальной жизни в окно.
Поэтому перетягивания каната между музыкантами и актерами не будет. Поэтому и режиссер и главный оператор – молодые, без груза разного опыта за душой и с не замутненным взглядом на жизнь. Для меня звания и регалии – ничто, если любая последующая работа не становится выше на ступень по уровню. И мне не хотелось бы, чтобы приглашённая кинематографическая звезда «родила мышь», как получилось с фильмом классика кино Мартина Скорсезе о Rolling Stones.
– Понимаю. Вопрос следующий: в пресс-релизе есть фраза о том, что создатели фильма хотели бы претендовать на премию американской киноакадемии. Вероятно, речь идёт об одной из околомузыкальных номинаций, поскольку в актёрских категориях тягаться с людьми уровня Шона Пенна явно нет смысла. Какая именно номинация вам кажется достижимой?
А.Ф.: Во-первых, хочется думать, что можно побороться за главную награду – «За лучший фильм», т. к. хорошие музыкальные художественные фильмы даже в Америке – большая редкость, да еще с таким составом участников. А дальше – как Бог даст: это может быть награда за саундтрек, за режиссуру, за сценарий, за роли любых планов, за запись музыки, наконец. И условный «Шон Пенн» здесь – не конкурент. Большая Музыка одолеет всё. И еще: хочется для своей страны взять первый Оскар. Бо ми того вартi.
– Какой реакции на фильм вы ожидаете среди представителей украинского джазового сообщества? В сценарии фильма многие реалии, скажем так, далеки от действительности и способны вызвать у тех, кто «в теме», недоумение.
А.Ф.: Я, честно говоря, не знаю, кто ещё у нас в Украине «в теме». Если только «а поговорить»… Да и сообщества в серьёзном понимании у нас нет. Так, «брехаловка», говоря музыкальным сленгом. За десять лет существования оркестра у меня переиграли практически все лучшие музыканты страны. Иных уж и нет, а те, как говорят, далече. А остальные… Ну, что ж, пусть хоть кто-нибудь попытается хотя бы собрать подобный коллектив, оснастить его, заиграть так же – а потом и поговорим.
А что касается правдоподобности истории, рассказанной в сценарии… Это, скажем, маленький кусочек идеальной жизни человечества, пример – как должно быть. Любовь, счастье, патриотизм, честность к себе и своему делу. И, наконец, музыка!
– Не могу не спросить: кто задействован в финансировании проекта? Затея действительно очень масштабная, и, чтобы в непростых экономических условиях, в которых сейчас находится Украина, да ещё и накануне президентских выборов, с уверенностью говорить о том, что съемки фильма успешно начнутся и закончатся, – наверное, нужно обладать какими-то финансовыми гарантиями.
А.Ф.: К финансированию проекта ни Украина (в смысле, государство), ни кризис отношения не имеют. А тем более, президентские выборы. Всю начальную стадию проекта, вплоть до технических съёмок, профинансировал я сам. Всё же продюсер, как-никак… А остальное доделаем за деньги компаний-инвесторов, занимающихся мировым кинобизнесом. Это абсолютно распространенная и реальная схема. С этой стороны нам, думаю, станет легче после презентации самого проекта на Берлинале-2010 в феврале следующего года.
* * *
Прямая речь идеолога «Мы из джаза-2» показалась мне несколько более убедительной, чем – чего уж там скрывать, – грешащий гигантоманией пресс-релиз. Да, действительно, музыкальный фильм вовсе не обязан отражать действительность: в большинстве случаев, его функция – развлекать зрителя. Да, действительно, чтобы снять стОящий фильм, необязательно приглашать Энтони Хопкинса. Да, действительно, почему бы и не помечтать о кинопремиях, раз уж всё равно ставишь себе беспрецедентно высокую для Украины планку.
В любом случае, превозносить проект за масштабность и звёздность состава, равно как и критиковать его за претенциозность до того, как он реализован, – не вполне корректно. Финальный продукт расставит всё по местам – станет понятно, был ли оправдан размах, было ли спасительным для фильма присутствие джазовых мэтров или же кино достойно внимания уже само по себе. Будем ждать выхода фильма, будем надеяться, что актёры сыграют искренне, операторы снимут талантливо, а режиссёры знают, что делают. Что до редакции UAjazz.Com – мы вполне готовы признать пророка в своём отечестве. Но сначала – доживём до премьеры.