Почему джаз никогда не был популярным, и как получилось, что музыка, рожденная простыми, часто необразованными людьми стала музыкой интеллектуалов?
А замечали ли вы, что стрелки на часах двигаются плавно, но идут они быстрее традиционных механических? С точки зрения воздействия на сознание человека, музыка – это поток неких звуковых образов. Музыкальные образы воспринимаются нами, как и любые другие – при помощи ассоциаций. Основные ассоциации, связанные со звуковыми образами это человеческая речь. Именно поэтому люди слушают музыку. Но мы сейчас говорим конкретно о потоке образов. Неприятные ощущения возникают, когда сознание не успевает отработать звуковой образ, а неотработанный образ воспринимается не иначе как шум.
Многообразность джазовых образов объясняется двумя факторами: способом звукоизвлечения и ритмической организацией. Поклонник классической музыки с трудом воспримет пассажи Джона Колтрейна.
Музыкант выстреливает ноты с такой скоростью, что отличить их одну от другой практически невозможно. Да и сами ноты перенасыщены гармониками. Для понимания и понимания такой музыки требуется особо подвижное сознание. Далеко не каждый любитель джаза сможет воспринять авангардные течения.
Такие столпы авангарда как Эрик Долфи, Сесил Тейлор, Дон Черри и даже Джон Колтрейн в поздний период, оказались абсолютно невостребованными на родине джаза. А Япония и Европа с восторгом приняли авангардистов.
Тут уровень подвижности мышления любителей джаза оказался достаточным для восприятия подобной музыки. Причем здесь скорость хода часов? Талантливый контрабасист может вызвать ощущение постоянного нарастания ритма, возникает эффект, как в известной картине «вверх по лестнице, ведущей вниз».
Более парадоксальные эффекты игры с ритмом, проявляются при игре на фортепиано. Даже просто ощущение нарастания ритма, есть несомненное изменение восприятия самого времени. В этом смысле Сесил Тэйлор непросто изменяет восприятие, можно сказать, он играет со временем!
Вопрос «что есть время?» до сих пор не имеет точного ответа. Некоторые утверждают, что это объективное свойство мира, другие убеждены – время связанно с процессом восприятия, а в самом мире его не существует. Но не будем вдаваться в философию.
Так или иначе, появление джаза было неизбежно. Человечество нуждалось в такой музыке. Тот факт, что игры с ритмом пришли из африканских танцев ничего не значит, цвет кожи не имеет значения. Кто слушает джаз ?Все, кто любит искусство. Джаз – музыка интеллектуалов.