Роль гитары в джазовом музицировании и развития джазового инструментария чрезвычайно важна. Строение инструмента, разнообразные способы звукоизвлечения, полифоническая фактура, потенциальные возможности технического усовершенствования инструмента, изменения его конструкции в определенной степени способствовали эволюции джазовых инструментальных складов, оказывают влияние на развитие жанровой стороны джаза, а также стилевого разветвления (частично стилевой эволюции) джазового искусства.
В джазовом исполнительстве используются разнообразные виды инструмента: гитары разного регионального происхождения, акустические и электрические гитары, известные эксперименты со звуковидобуттям, конструкцией и строем инструмента, что дает возможность включать его в камерно-инструментальные и оркестровые составы, а также использовать его в сольной практике.
В современном музыкознании тема джазового гитарного исполнительства разработана в трудах Д. Ко - ллієра "Становление джаза", Ю. Панасьє "История подлинного джаза", В. Конен "Рождение джаза", К. Міддера "Основы джаза", Есть. Овчинникова "История джаза", В. Фейертага "Джаз. Энциклопедический справочник" а других исследователей. Также нужно выделить работы, посвященные конструкции, способам звукоизвлечения на гитаре и джазовой манере исполнения на инструменте: Г. Бондаренко "Главный ход джаза", В. Манилова "Гитара от блюза до джаз-рока", Л. Переверзев "Импровизация versus композиция".
Использование гитары как сольного инструмента в джазовой музыке связывают с именем гитариста Эдди Лэнга. Его игра отличалась виртуозностью, яркой индивидуальной музыкальной языке, составной, гармонической и ритмической сложностью, имел влияние на многих гитаристов не одного поколения.
Он представляет Чикагську джазовую школу, которая в отличие от Новоорлеанської имеет следующие особенности: ведущая роль сольной импровизации, таким образом, инструменты, которые считались ансамблевыми или оркестровыми становятся сольными. Эта тенденция распространилась среди чикагских музыкантов и стала стилевым признаком чикагской манеры джазового исполнительства.
Особым событием стало группировки музыкантов вокруг гитариста и банджоиста Эдди Кондона, что стало началом новой формы джазового музицирования и появления нового инструментального состава - диксиленда, в который входили следующие инструменты: гитара/банджо, труба, тромбон, кларнет. В начале состав диксиленда был ситуативным, но именно такая конфигурация инструментов закрепилась как классический (традиционный) его состав. Гитара, так же как и в составе джаз-бенда, выполняла ритмическую функцию, хотя четкого деления на секции диксиленд не имел.