Во второй половине 19-го века появляются многочисленные духовые оркестры - бэнды, которые стали типично американским явлением. Исполнители-любители, иногда не знают даже нотной грамоты, играли на слух танцевальную и маршевую музыку во время праздников, на вечеринках, на парадах и карнавалах, в ночных кафе, кабаре, дансингах.
Множество таких групп было в Новом Орлеане - на родине американского джаза.
Наиболее выдающиеся мастера этого стиля - руководители джаз-оркестров «король трубы» Луи Армстронг (1900-1971) и композитор пианист Дюк Эллингтон (1899-1974) получили международное признание.
Они организовывали и возглавляли коллективы виртуозов, которые выступали в самых престижных концертных залах США - Карнеги холи и Метрополитен-опера, гастролировали по всему миру. Классический джаз отличается специфическим настроением: это радость отчаяния, оптимизм пессимиста, который пытается веселиться, потому что завтра может наступить конец.
Душа джаза - импровизация. Каждый исполнитель меняет тему, демонстрируя утонченный художественный вкус, неожиданный полет фантазии, экспрессию «грязного» интонирования и ритмичного раскачивания в пределах ритмического центра. Проявляя индивидуальное и ансамблевое мастерство в варьировании музыкальных тем, исполнители получают настоящее эстетическое наслаждение от музыки.
Передать словами все нюансы этого удивительного искусства невозможно. Армстронг на вопрос: «Что такое джаз?» Ответил весьма категорично: «Если вы об этом спрашиваете, значит, вам этого никогда не понять». Его стилю свойственны хрипловатый интонации, специфическая манеры свингование, виртуозное соло трубы в верхнем регистре, эксцентричная поведение на сцене. Знаменитая «Hello Doli» в исполнении ансамбля «All Stars», созданного Армстронгом, это триумф музыкального бестселлера, который в 1964 году вытеснил даже диск знаменитой «ливерпульской четверки» - «Битлз».
Нужно проверить работоспособность диска на другом компьютере? Как не повредить «железо» читайте на http://svarogkovka.ru
С оркестром Дюка Эллингтона, а также с более чем сорока симфоническими оркестрами выступала выдающаяся джазовая певица Элла Фицджеральд (1918-1996). Она создала множество первоклассных хитов и даже тривиальный музыкальный материал умела поднять до уровня высокого искусства.
В новоорлеанский период развития джаза возникли коллективы белых музыкантов - диксиленды, способствовавших популяризации джаза в Чикаго, Нью-Йорке и других городах. Решающую роль в популяризации этого музыкального направления сыграли радио и грамзапись, бурно развивались в первой половине XX века.
Итак, сначала джаз стал подарком африканцев Америке, а затем - подарком Америки мировому искусству. Масштабностью воздействия он превзошел оперно - симфоническую музыку. И его победное шествие продолжается, определяя новое эстетическое мировосприятие эпохи.