Основатель бибопа Чарли Паркер

birks_5Во второй половине 40-х годов прошлого века в США ошеломляющим успехом пользовался стиль джаза, получивший название бибоп.

Этот стиль основывался на обыгрывании гармонии, а не мелодии и характеризовался необычайно быстрым темпом и сложными для технического исполнения импровизациями. Благодаря ему произошло переосмысление музыки в целом. Появилась «музыка для музыкантов», красоту которой тяжело было оценить тем, кто привык к лёгким танцевальным мелодиям, а не к серьезным произведениям искусства.

Основателями бибопа считаются Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи, которые первыми во время концертных выступлений стали играть джаз в сверхбыстром темпе, недостижимом для большинства музыкантов. Это была музыка, требующая виртуозного владения инструментом и сложными гармониями.

Чарльз Кристофер Паркер-младший родился в 1920 году в Канзас-Сити. Уже в возрасте 11 лет стал членом школьного оркестра, а к 17 годам успел поиграть почти во всех джазовых коллективах родного города. После переезда в 1939 году в Нью-Йорк в течение трёх лет играл в джазовом оркестре Джея Мак-Шена. В декабре 1942 году он был приглашен в джаз-бэнд Эрла Гинесса, в котором подружился с трубачом Диззи Гиллеспи. Вдвоём они часто участвовали в джем-сейшн в свободное от работы время, наслаждаясь полной свободой творчества и развивая свой собственный стиль, который позже станет основой бибопа.

В 1945 году Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи записывают серию пластинок, которые открыли для всего мира совершенно новый стиль джаза – бибоп. Альбом «Bird, Diz, Bud, Max (Savoy)» имел огромный успех у публики. От неожиданной славы у Паркера началась «звёздная болезнь» и проблемы с наркотиками.

dn46p4je6h5h5x_oВ 1948 году журнал «Метроном» назвал лучшим музыкантом года. В следующем году Чарли Паркер совершает триумфальное турне по Западной Европе и Великобритании. С 1949 по 1952 год он выпускает 8 альбомов с довольно нескромным названием «The Genius of Charlie Parker», а себе берёт творческий псевдоним Bird – «Птичка». Вскоре «звёздная птичка» попадает на лечение в психиатрическую больницу.

На пике славы Чарли Паркер глубоко переживает личную трагедию – смерть своей двухлетней дочери. Из-за его психической неуравновешенности работать с ним отказываются все джазовые клубы Нью-Йорка. В отчаянии он пытается в 1954 году дважды покончить жизнь самоубийством, но неудачно. Год спустя его жизнь оборвётся после передозировки наркотиков и неумеренного употребления алкоголя, хотя официальной причиной смерти было объявлено кровоизлияние из-за язвенной болезни желудка.