Что такое синкопа

Синкопа — музыкальное понятие, характеризующее звук, который начинается на легкой доле и выдерживается уже на следующей более тяжелой. Акцент падает обычно на начало звука, из-за этого получается эффект противоречия синкопического эффекта с метрическим акцентом.

Каждая из долей берет начало с временного отрезка, совпадающего с щелчком метронома. Начало доли (во время щелчка) считается сильным, а звук в промежутке — слабым.

Историческая справка

Первое упоминание о синкопе относится ко второй половине пятнадцатого века, впервые это явление описал Иоанн Тинкторис в своих трактатах о музыкальной теории и пропорциях. Также синкопе уделил внимание в своих рассуждениях Гилельмо Монах. Сегодня это музыкальное явление вносит разнообразие и акценты в музыку жанров джаз, регги, фанк и рока. Электронные стили также прибегают к этому выразительному средству.

Разновидности синкоп

Явление синкопы не ограничено одним видом и может проявляться по разному, существуют такие формы:

междутактовый вид

внутритактовый

К первому виду относятся ноты, звук которых проходит через один такт и не утихает в следующем, получается, что слабая доля метра продолжает свое звучание в следующей сильной доле.

Синкопа внутри такта также бывает двух видов:

  • внутридолевая синкопа
  • междолевая синкопа

Внутридолевая разновидность внутритактовой синкопы происходит если первая нота звучит одновременно с сильным временем, длительности внутри доли ничтожно малы, и первая нота короче наряду с другими нотами выбранной доли. Возникновение явления синкопы также возможно, когда акцент громкости ноты приходится на слабую долю и является очень конкретным, а нота при этом падает на сильное время более слабой доли.

Междолевая разновидность внутритактовой синкопы отличается от внутридолевой тем, что в этом случае образование синкопы происходит при увеличенной длительности продолжающегося звука, который берет начало в слабой доле, а не наоборот, как в предыдущем варианте с сильной долей. Также следует отмечать междолевой вариант синкопы во время длительного продолжения звука слабого времени (метрическая доля которого не определена) на протяжении следующей доли в сильном времени.

Если слабая доля акцентируется сильнее, нередко отмечается явление, при котором ритмическая опора смещена от сильной к слабой доле, продлевающейся на несколько тактов.