Когда дело доходит до музыки, наступающей на бордюры, огораживающие джазовый хайвей, тяжело подбирать правильные слова, пытаясь ее описать. Тут уж точно не отделаешься последовательным описанием тем, сменяющихся импровизациями, и перечислением названий давно знакомых стандартов.
Примером такого выступления безусловно был концерт признанного патриарха nu-jazz'а, норвежца Нильса Петера Мольвера (Nils Petter Molvær) в Запорожье 4 декабря. Его трио, в которое помимо лидера-трубача, входят его соотечественники (гитарист Стиан Вестерхюс (Stian Westerhaus) и перкуссионист Эрланд Дален (Erland Dahlen) -- оба авторы чрезвычайно интересных соло-записей (для интересующихся: Pitch Black Star Spangled и Rolling Bomber соответственно) и участники множества разнообраных составов), посетило Украину в рамках европейского тура в поддержку последнего альбома коллектива "Baboon Moon".
За свою долгую и эклектичную карьеру Мольвер обзавелся почитателями среди любителей совершенно разных видов музыки. Это и неудивительно, ведь в его творчестве можно отыскать и виртуозный нордический джаз, записанный для легендарного немецкого лейбла ECM, и далеко уходящие с джазовых полей эксперименты с хип-хопом и фолк-музыкой.
Представленная программа и само трио как таковое -- снова шаг в несколько другом направлении. Тут привычно меланхоличная труба Мольвера помещена в контекст атмосферной электрогитары молодого, но уже успевшего заработать репутацию новатора, Вестерхюса и разнообразной несвингующе сосредоточенной перкуссии Далена.
Концерт сложился не из набора композиций, а скорее вылился как поток из незаметно переплатающихся наслоений. Электрифицированная труба Мольвера вела за собой музыкантов, иногда изчезая и оставляя на продолжительное время гитару и ударные во взаимодополняющем дуэте, и вновь органично возникая в пространстве зала. Безусловно, обладая безупречной техникой, Мольвер, тем не менее, предельно лаконичен, его фразы коротки и полны пространных пуз, оставляя достаточно места для партнеров по трио. Выстраиваемые проворным Вестерхюсом с помощью невообразимого количества примочек надмелодичные текстуры, редко переходящие в четко очерченные мелодичные линии, как нельзя соотвествовали выстроенному драматическому развертыванию материала. Эрланд Дален тоже не часто задавал ощутимый ровный ритм, а используя помимо барабанной установки, множество колокольчиков, гонгов, играя смычком на пиле (напоминающей звучание терменвокса), вносил еще больше "разреженности" в повествование.
В целом, музыка трио удивительно синергична. Не наваливаясь на слушателя потоком звука, музыканты максимально уместны в каждый момент. Что особенно заметно на фоне той эмоциональной палитры, из которой они набирают цвета для своих акустических полотен. И если не пытаться начинать ломать копья, пытаясь выяснить, джаз ли это, а просто слушать чрезвычайно необычную и завораживающую музыку, Nils Petter Molvær Trio становится изысканным деликатесом этого джазового года.