24 апреля 2010 года в Одессе прошел концерт «Shabanoff Syndicate Group», детища композитора и пианиста Игоря Шабанова, объединившего в едином проекте одних из лучших музыкантов города. В состав группы входят Игорь Шабанов (клавишные, композиция), Тамара Лукашева (вокал, тексты песен), Роман Дещенко (тенор и альт саксофоны, флейта), Сергей Квасневский (бас-гитара, гитара, вокал), Виталий Фесенко (контрабас), Эдуард Кизименко (ударные), Александр Костюченко (перкуссия). Специальным гостем концерта выступил перкуссионист и вокалист из Конго Дедель Луфута (Dedel Lufuta).
Начало концерта, который должен был стартовать в 19 часов, затянулось почти на целый час. Виной тому небольшие технические трудности («перебои электроэнергии») и, как следствие, сдвинутые рамки саундчека. Но с другой стороны, более оптимистичной, можно порадоваться, что все желающие смогли доехать к месту назначения и как следует настроиться на концерт. И ненароком услышанное телефонно-будничное «бери такси и приезжай – еще успеешь» развеяло мои сомнения правильности и целесообразности поиска хорошего в плохом (и наоборот, кстати).
Немного о месте действия. Сцена кинотеатра/театра «Маски», цитадели одноименной комик-труппы, уже не в первый раз становится «принимающей стороной», настоящим, пусть и камерным по своим размерам, концертным залом. Кроме редких концертных дней здесь, на Ольгиевской, даются театральные представления, еще чаще – кинопоказы. Последние – преимущественно артхаусного толка или, как часто употребляют медиа, кино «не для всех». Переиначу: для всех. Для всех, кто обладает недурственным вкусом, в том числе и музыкальным. И таких собралось немало. Если закрыть глаза на редкие свободные места, уместно говорить об аншлаге.
Концерт можно разделить на три части. Первая – наиболее мощная, энергичная. Вторая – этническая. Третья – плавная, лирическая. Деление, как вы понимаете, весьма условно. Но некоторые закономерности внутри частей и связи частей друг с другом прослеживаются.
К примеру, первую и третью объединяет присутствие в них Тамары Лукашевой, одесской джазовой вокалистки, чей переливчатый голос не присутствует на изданной в прошлом году пластинке «Only Wings Are Behind Me…», однако удачно гармонирует с полотном композиций в концертном варианте. Некоторые пьесы дополняются скэтовыми импровизациями, некоторые – текстами, написанными и адаптированными к уже существующим мелодиям самой вокалисткой. Если не брать во внимание технические возможности Тамары (которые великолепны), можно с уверенностью говорить о том, что её голос – неповторим и, что ценно, легко узнаваем. Чуть больше чем через неделю после концерта я, перелистывая радиостанции, услышал вокал и сразу же узнал, кто им управляет (не зная композиции, которая, как после объяснила ведущая, стала эксклюзивом с еще не изданного альбома). Это был голос Тамары, композиция из будущей пластинки, записанной в дуэте с пианисткой Роксаной Смирновой. Подобную идентификацию, конечно, можно списать на субъективизм автора, а можно – на объективную особенность вокалистки. Решать слушателям.
Вторая часть в размере двух песен была отведена сольному выступлению перкуссиониста из Конго Деделю Луфута, который на радость и удивление присутствующих исполнил трогательную африканскую песню под акустическую гитару, которая оказалась неподключенной… И поэтому не уверен, была ли слышна мелодия тем, кто сидел поодаль первых рядов. К слову, Дедель, кроме виртуозной игры на своих инструментах, временами пытался «раскачать» зал, заставляя его распевать предложенные партии. При этом эффектно и зажигательно пританцовывая. Мы, конечно, пели. Но сильнее хотелось податься в пляс. Музыка располагала. Однако приходилось держать себя в рамках приличия, самим же себе и придуманных.
Вот какая получается закавыка: крайне сложно выделить кого-то из музыкантов, создававших для присутствующих атмосферу легкого и беззаботного праздника. Хотелось бы отметить запредельную игру и хлёсткие импровизации контрабасиста Виталия Фесенко, которому коллеги совершенно безропотно отдавали ставшее буквально золотым в контексте этого концерта сценическое время.
Невозможно не отметить Игоря Шабанова, чье участие, работа и талант позволили осуществиться проекту Shabanoff Syndicate Group, новые достижения которого мы готовы принимать с удовольствием, и, безусловно, с гордостью.
ps. В результате размышлений, что же подарить моей подруге, приезжающей в Одессу в качестве гостя, я быстро нашел весьма однозначный ответ – пластинку этого коллектива. За что ему (коллективу в целом), учитывая практически постоянные муки при выборе подарков, отдельная благодарность.