Олег Баковский – бизнесмен, джазовый трубач, организатор фестивалей "Музичні діалоги" и "Art Jazz Cooperation" в Луцке, президент местного джаз-клуба. Энтузиаст и идеалист, одним словом. Люди, которые занимаются джазом в регионах – почти все сплошь энтузиасты и идеалисты, знаете ли. И заразиться их "болезнью" бывает очень полезно, что мы сейчас и попробуем сделать. Мы беседуем с Олегом после майского фестиваля "Музичні діалоги", который прошел в живописнейшем месте, замке Любарта, построенном в 14-м веке и произведшем на участников феста и гостей города неизгладимое впечатление.
Олег, Скажи, пожалуйста, по каким критериям производится отбор музыкантов на фестиваль? Какова его концепция?
Концепция фестиваля Музыкальные Диалоги заключается в том, что мы проводим его кДням Европы. Это не просто голословная декларация, а действующая идея. Я стараюсь показать, что Украина в джазовом отношении – часть Европы, и что джазовая Европа интегрируется в Украину. Знаете, я часто шучу, что... там, где звучит джаз, – там ровные дороги, там нормальная экономика и нормальное общество. В отношении концепции... Хорошо её демонстрирует наш проект Unity, в котором задействован поляк Лешек Драницкий и немец Даниэль Шпейер – этих музыкантов было нелегко привезти не только по финансовым соображениям, но еще и потому, что они очень востребованы, даже пришлось дополнительно согласовывать дату фестиваля из-за их занятости.
Так что я стараюсь всеми силами это единение Украины и Европы отобразить. С другой стороны, я всегда стараюсь подбирать разные стили джаза: моя политика (и джаз-клуба как организаторов) — показать зрителям весь спектр. Это важно, потому что только на фестивале можно услышать максимум стилей.
Всегда ли фестиваль Музыкальные Диалоги проходил в замке Любарта?
Это уже третий фестиваль, который проходит в замке. Все фестивали предыдущие – в театре, в Доме Культуры – для меня, по ощущению, были не столько фестивалями, сколько просто концертами. В этом году мы провели всего один день (в связи с некоторыми финансовыми трудностями), но это был всё же фестиваль. Замок- это особая аура, это "фишка" Луцкого фестиваля. Но поддерживать ту "фишку" непросто. Например, в замке есть проблема с электроснабжением. Кто-то кому-то должен... Каждый раз нужно решать этот вопрос, и слава Богу, что он как-то решается. Как бы дорого ни обходилось нам проведение фестиваля в замке, мы будем стараться удерживать эту марку. Мы хотим показать, что сюда стоит приезжать, и ради достопримечательностей, и ради музыки.
Да, фестиваль для Украины действительно уникальный. Наверное, городские власти должны поддерживать вас, поскольку вы же привлекаете туристов в город, а значит, и способствуете его экономическому развитию.
Конечно, нам помогают в некоторых организационных вопросах: по закону на массовых мероприятиях обязательно должна дежурить "скорая помощь" и милиция, и город нам предоставляет эту поддержку. Я надеюсь, что в будущем она перерастёт и в нечто большее. Я постоянно говорю чиновникам, что мы вместе должны делать этот фестиваль, не ходить каждый год и заново договариваться, а сотрудничать по умолчанию. Если джаз в нашей стране, в регионах, не поддерживать, он исчезнет.
Олег, всякий человек всегда стремится к чему-то большему, к чему-то лучшему, чем имеет. Как ты видишь свой фестиваль в идеале? Какова программа максимум?Я
Я бы хотел, чтобы фестиваль шёл неделю В принципе, это вполне реально при двух составляющих – это финансы и объединение общественных организаций. Вот и всё. Мой друг Виктор Асницкий как-то говорил с организаторами фестиваля в Монреале, – они рассказали, что власть выделяет им 3 миллиона канадских долларов. Поэтому фестиваль и гремит, поэтому там и звёзды. Мы, конечно, что-то пытаемся сами делать, но, конечно, своими силами нам справляться нелегко... В принципе, наша миссия – изменить менталитет людей. Пусть это банально звучит, но так оно и есть. Людей с Волыни надо вывозить хотя бы в Польшу, чтобы они посмотрели, как бывает. Тогда, возможно, что-то изменится. Я имею в виду не только и не столько зрителей, я имею в виду предпринимателей, которые не привыкли к явлению меценатства и спонсорства культурных событий.
А как к вам поступают отзывы от зрителей, как они выражают свои впечатления от фестиваля?
У нас есть форум на сайте, там обычно проходит обсуждение. Но я бы хотел сказать о другом виде обратной связи – о публикациях в СМИ. У нас, к сожалению, нет журналистов, которые бы разбирались не только в джазе, но хотя бы в культуре в целом, которые бы могли написать адекватный отчёт. И существует такая система, при которой я сам должен приплачивать СМИ, чтобы их корреспонденты пришли и что-то там написали. Организаторы делают огромное дело, работают, вкладывают свои деньги, создают событие международного масштаба – и прессе, в общем-то, наоборот, следовало бы самим вставать в очередь на освещение фестиваля. Но у нас – вот так всё. Я очень надеюсь, что эта ситуация изменится. А зрители – звонят, пишут, мы встречаемся...
Олег, что бы ты хотел сказать со страниц нашего портала? Есть какое-то послание к читателям?
Я бы хотел, чтобы люди понимали, для чего мы делаем джазовые фестивали. Я хочу пожелать, чтобы они приходили слушать серьезную музыку, чтобы не оставались в стороне, принимали активную культурную позицию, меняли свой менталитет к лучшему.