Самым ярким впечатлением второго дня было выступление Free Spoken Band. Особенно для тех, кто столкнулся с их творчеством впервые. Причем впечатлением как слуховым, так и зрительным. Трио из Екатеринбурга, которое уже успело отметиться в 2009-м на коктебельском фестивале и на нескольких джазовых форумах в России (МузЭнерго и Усадьба.Джаз), хорошенько оторвалось на заджазовской сцене и уж точно не заставило скучать публику. После чего собралось проделать то же самое в Одессе, Донецке и Краматорске.
Тем разительнее был контраст между первым сетом, который россияне отыграли вместе с Анной Чайковской (она до этого исполнила несколько песен вместе с Acoustic Quartet) и Сергеем Давыдовым, и их сольным выходом. Чинно исполнив две авторские пьесы Сергея и одну аранжировку Брамса, они настроили зал на более-менее лиричный лад и скрылись за кулисами.
Там, почти у самой сцены, они устроили настоящую импровизированную костюмерную с передвижными вешалками и рядами одежды. И перевоплотились в совершенно иные образы. И когда ребята вышли с растрепанными налакированными куафюрами, одетые в черное, с кучей бликующих в сценическом свете булавок, кнопок и еще бог знает чего, стало ясно, что будет жарко.
Антон Ильенков, гитарист группы: «Я делаю костюмы сам. Я учился год в лицее на закройщика после музыкального училища. Музыкой в это время вообще не занимался, это чуть позже ребята меня «вернули» обратно. И с тех пор я вот как-то этим параллельно занимаюсь. Ну, сейчас, конечно, музыке уделяю больше внимания». Кстати, до училища Антон еще окончил музыкальную школу в городе Кировграде, что под Екатеринбургом, по классу классической гитары, так что подготовка, можно сказать, основательная.
«Да, это моя идея о нашем внешнем виде. Я вообще считаю, что артист на сцене должен выглядеть как артист, а не как человек, сидящий в зале. И он должен от него отличаться. Просто мы играем еще и у Александра Новикова. Собственно, там нас тоже определенной эстетике учат. Там нам многое дали, мы многому научились. Потому что это крупные площадки, это телевидение, это съемки, какие-то публичные мероприятия»
Уже один такой подход к визуальной составляющей сам по себе заслуживает одобрения и уважения. Как бы своеобразно это ни выглядело. Не так много джазовых музыкантов задумываются о своем внешнем виде во время выступления. Хотя сцена всегда остается сценой - это вовсе не поп-прихоть. Хотя, ради справедливости надо заметить, что играют-то FSB не совсем джаз. Скорее, фьюжн. Довольно лаконичный и вполне роковый состав – гитара, бас-гитара и ударные – дает возможность высказаться каждому из участников и еще оставляет простор для своеобразных театральных микро-миниатюр. Кажется, что музыканты очень непосредственны, любят то, что делают, и у них это легко получается. Больше всего энергетики и темперамента исходило от барабанщика. А вот более спокойный гитарист выделялся техникой. Мне даже кажется, что на нем лежит основной композиторский труд в команде. В общем, драйва и мелодичности было много.
«Free Spoken Band - это просто Free Spoken Band. Свободная импровизация, свободно говорящая музыка» – комментируют музыканты. «Если точнее, Free Spoken это - «откровенный», дословно переводится как «откровенный», – вносит окончательную ясность басист Александр Булатов – «Прямо в словаре есть такое определение.»
На вопрос о стилевой принадлежности Игнат Кравцов отвечает: «Хард-джаз. Мы так назвали свой стиль, сами придумали. Почему не панк-джаз? Нет, не панк-джаз однозначно. Ну, это немножко так звучит… Панк-джаз это все равно мировоззрение какое-то. Панки - своеобразные люди, мы не живем как панки, поэтому мы не играем панк.»
Кстати, барабанщик Игнат выступил еще и в роли художника, нарисовав несколько полотен-иллюстраций к недавно вышедшему альбому, который ребята привезли с собой. То есть, привезли они буквально все: и сам диск, который так и называется, «Free Spoken Band», и где в оформлении обложки и буклета были использованы рисунки, так и сами работы, выставленные в холле для созерцания. Именно с этой пластинкой и была непосредственно связана программа: «С нашего альбома, который мы привезли на ZaJazz, мы играли почти все, там все это есть.»
Конечно, кульминацией всего происходящего на сцене стала композиция «Jukkk», в которой, кроме прочего, музыканты катались по полу, лепетали и кричали в микрофоны, плевались друг в друга водой и, кажется, даже ели бумагу. В этой театральности наверняка есть монументально-идейная основа, но непохоже, чтобы все подобные финты были хорошо заучены и отрепетированы.
«Все наши выкрики и выходки? Все по наитию, все по наитию. Как идет – так идет. Все зависит от площадки, от зрителей, от нашего настроения, вообще от всего.»
Кто поспорит с тем, что главное в музыке – это быть честным. В первую очередь. И делать то, что тебе нравится и хочется делать. Может быть, творчество екатеринбуржцев не заставляет задуматься о судьбах мира и не переворачивает душу до слез, но эти ребята умеют создать классную, цельную, непосредственную и свободную атмосферу. Им весело и тебе весело. И я без зазрения совести приведу в завершение материала фразу, сказанную одним из музыкантов своему знакомому: «Я больше всего удивляюсь, что с этим мы по джазовым фестивалям ездим». А что тут удивляться, оно ведь работает! И есть простой способ в этом убедиться. Из всех участников этого дня именно FSB я бы с удовольствием послушала еще раз. И, конечно, только вживую.