Фестиваль Za Jazz Fest ушел, чтобы вернуться в 2011 году. Арт-директор фестиваля Сергей Давыдов, на плечах которого создание концепции и подбор гостей фестиваля, рассказал о том, каким он видит Za Jazz Fest сегодня.
– Сергей Петрович, фестивалю уже четыре года. Вы можете проследить, в каком направлении он развивается?
– Каждый такой форум имеет свою внутреннюю логику, которая дает нам право говорить: этот фестиваль называется так, а этот так. И логика нашего фестиваля крепнет. В прошлом году, когда всем мешал жить кризис, логичным было окрестить его «Sisters\Brothers». В этом году нашим девизом стали слова «Fair play Jazz». А с другой стороны самой главной почвой фестиваля всегда является не регулярность, а то, что на одной и той же сцене выступают начинающие музыканты, профессионалы, а также мировые известности. С другой стороны нам было приятно, что те коллективы, которые участвовали в первом фестивале, сегодня выросли и расправляют свои крылышки. Конечно, я в первую очередь говорю о «Магнифике» и «Acoustic Quartet».
– О фестивале уже знают заграницей?
– Конечно, как только он стал международным, о нем узнали заграницей. Люди, которые приезжают сюда, там между собой общаются, тот же Рон Картер, Джон Скофилд. Они уезжают из Украины с хорошими впечатлениями.
– То есть? когда вы обратились к Скофилду с предложением приехать в Харьков, он уже знал что есть такой фестиваль – Za Jazz Fest?
– Слышал о нем. Все-таки Украина – terra incognita для музыкантов. Но когда они видят, как здесь все происходит, то они становятся более уверенными в нас.
– В этом году впервые фестиваль «жил» в харьковском оперном театре. Как вам ХНАТОБ в качестве площадки?
– По большому счету у нас в Харькове нет настоящей фестивальной площадки, которая бы отвечала не только организационным, но и акустическим требованиям. Но ХНАТОБ удобен по месторасположению, и в этом году мы поняли, что он может быть такой площадкой. Тем более что инфраструктура там, – в том числе, количество гримерок, – очень удобна. И сама по себе сцена нормальная. Акустически же говорить сложно, многое зависит от того, как работает звукооператор.
– Да, некоторые музыканты жаловались…
– Я не хочу валить всю вину на звукооператора, но получается, что от него действительно очень многое зависит.
– Звукооператоры менялись?
– Да... А вообще впечатления, в основном, хорошие. Музыканты чувствуют потребность в них самих, в их музыке, чувствуют логику фестиваля. Вообще это же часть их жизни. Они говорят теплые и приятные слова. Им нравится харьковская публика.
– Были какие-то трудности в организации?
– Конечно, ведь все предугадать невозможно. Тем более, что нас, к сожалению, не поддерживает ни город, ни область, ни страна. Я не хочу сказать, что мы должны кататься как сыр в масле, но поддержки мы пока не ощущаем, и это, конечно, сказывается.
Ну и, конечно, сыграл свою роль вулкан, из-за которого некоторые не смогли приехать. Мина Агосси до последней минуты сидела в аэропорту. Весь разговор с ней и зрительным залом (с Миной прямо со сцены организаторы связывались по телефону — Авт.) произошел, когда она сидела в аэропорту и понимала, что уже не сможет вылететь. Но она до последнего момента собиралась. Точно так же, как и музыканты Гонзало Рубалькаба. Они должны были лететь из Америки, но не смогли. А у него получилось, потому что он летел из Греции сначала в Стамбул, а из Стамбула в Днепропетровск, откуда мы его забрали машиной.
– А почему Гонзало так поздно начал играть: когда зрители после перерыва зашли в зал, стрелка часов приближалась к 12 ночи.
– Гонзало приехал около 9 вечера и должен был хотя бы чуть-чуть прийти в себя.
Если говорить о других трудносятх, то иногда музыканты не соблюдали режим во время выступления. Когда состав из Киева LeLa Brazil Project сыграл заметно больше, чем регламентировано по времени, это сказалось на следующем составе Юрия Койниченко: их программа стала укороченной. На будущее надо учитывать эти моменты. А тем более, когда это связано с большими звездами: в тот же день выступал Джон Скофилд, а у них все это очень строго регламентировано. Он к определенному времени настраивается и это его право.
– Сергей Петрович, харьковский джазовый фестиваль можно назвать одним из ведущих в Украине?
– Да он и был ведущим с начала свого существования, потому что организаторы подошли к нему грамотно, со всей душой. Сегодня Za Jazz Fest становится серьезным событием не только концертной жизни Украины, но и играет большую роль в воспитании музыкантов. Кроме того харьковчане слушают джаз все больше, но хотелось бы еще, чтобы желания совпадали с возможностями: сейчас дурацкий период – у людей не хватает денег на жизнь.
– Кого бы вы хотели пригласить в Харьков в будущем?
– Конкретные планы пока озвучить не могу. Очень много музыкантов не только страшно известных, но и таких, которых просто хочется послушать вблизи. Но если я начну перечислять всех, это будет сумасшедший список.