Юбилей «The Aztec Suite»

Много джазовых альбомов, которые впоследствии стали культовыми, были записаны в 1959-ом году. Среди них такие гиганты, в какой-то мере рекордсмены мирового джаза, как: «Kind of Blue», «Giant Steps», «Time Out», «Mingus Ah Um» и «The Shape of Jazz to Come».

Единственная пластинка, к которой тоже можно применить все вышеперечисленные эпитеты, находится несколько в стороне, остаётся не то чтобы неоценённой, а скорее просто незамеченной.

Речь об альбоме Арта Фармера (Art Farmer) «The Aztec Suite» с пьесами Чико О'Фаррилла (Chico O'Farrill). Пластинка была записана 29-го и 30-го июля 1959-го года на лейбле United Artists Records, который специализировался преимущественно на саундтреках для кино. Сейчас «The Aztec Suite» рассматривается как неотъемлемая часть другого альбома Фармера «Brass Shout», вышедшего на Blue Note.

О значимости юбилейной записи можно судить, взглянув на состав музыкантов:
трубачи Арт Фармер (Art Farmer), Берни Глоу (Bernie Glow), Марки Марковиц (Marky Markowitz), Ник Трэвис (Nick Travis), Джо Ферранте (Joe Ferrante); Френк Рехак (Frank Rehak), Джимми Кливленд (Jimmy Cleveland) и Том Митчелл (Tom Mitchell) – тромбоны; Джимми Баффингтон (Jimmy Buffington) и Тони Миранда (Tony Miranda) – французские рожки; Джеймс Мак Аллистер (James McAllister) – туба; Зут Симс (Zoot Sims) альт- и тенор-саксофоны; Селдон Пауэлл (Seldon Powell) – тенор-саксофон; Спенсер Синатра (Spencer Sinatra) – язычковые музыкальные инструменты; Сол Шлингер (Sol Schlinger) – баритон-сакс; Хэнк Джонс (Hank Jones) – фортепиано; Эддисон Фармер (Addison Farmer) – бас; Чарли Персип (Charlie Persip) – ударные; Хосе Мангуал (Jose Mangual), Томми Лопес (Tommy Lopez) и Вилли Родригез (Willie Rodriguez) – перкуссия; Чико О'Фаррилл (Chico O'Farrill) – аранжировки и Al Cohn – дирижёр.

О'Фаррилл написал «The Aztec Suite» специально для Фармера, который записал его на студии сразу же по возвращении из европейского турне с Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan). Это случилось всего лишь через месяц после того, как трубач выпустил «The Great Wide World of Quincy Jones» и «Meet the Jazztet», – первая попытка его дальнейшего успешного сотрудничества с Бенни Голсоном (Benny Golson).

Фармер был на пике своей музыкальной формы и играл преимущественно на трубе, – впоследствии он всё чаще отдавал предпочтение флюгергорну.

После записи «Aztec Suite» О'Фаррилл начал работу над свинговыми аранжировками для Каунта Бэйси (Count Basie), с которым они работали в 60-е годы.

По правде, «Aztec Suite» не является латин-джазовым альбомом в традиционном понимании этого словосочетания. Акцент делается на слово «джаз». Безусловно, на нём присутствуют и латинские ритмы. О'Фаррилл создал нечто не совсем обычное, волнующее и заставляющее вслушиваться и ловить каждый звук – будь то затихающая партия трубачей, звуковая атака рожков или шелест перкуссионных инструментов.

В интервью 1999-го года, взятом Луисом Тамарго ((Luis Tamargo), Latin Beat), О'Фаррилл лишь коротко рассказал о пластинке:

ЛТ: В 1958-ом году вы поселились в Мехико, где и написали «Aztec Suite» для Арта Фармера.
ОФ: Я придумал такое название, так как материал для будущего диска был написан в Мехико, но который не имеет ничего общего с мексиканской музыкой [смеётся]. Позже я передал его Арту.

«Aztec Suite» состоит из шести треков. Длительность заглавного составляет 16,5 минут, в течение которых мрачные мотивы баллад из фильмов-нуар сменяются зажигательными ритмами мамбы. Далее следует пьеса «Heat Wave», исполняемая в быстром темпе, которую пронизывает соло тенор-саксофониста Зута Симса. «Delirio» – баллада, сказочный фон которой заполняют язычковые музыкальные инструменты. Вальсовый ритм «Woody 'n' You» сменяется мелодией 4/4 с фантастическим соло на альт-саксе уже упоминавшегося Симса. «Drums Nagrita» – среднего темпа ча-ча-ча, в то время как стандарт «Alone Together» – лёгкая баллада с привкусом латиноамериканской музыки. Аранжировки О'Фаррилла изумительны, независимо от того, сколько раз до этого вы слушали пластинку.

И очень досадно, что в юбилей выхода диска не последовало переиздания – с пухлым буклетом, alternate take’ами, фотоальбомом и прочими реверансами в сторону данной записи, которых она, несомненно, заслуживает.