Благодаря этому музыканту фортепиано
вошло в число солирующих инструментов джазового оркестра, его дискография насчитывает более ста пластинок,
его имя ассоциируется с особой техникой и манерой исполнения… Его имя – Эрл «Fatha» Хайнс (Earl «Fatha» Hines) (1903-1983).
Уроженец форта Дюкейн, – ныне часть города Питтсбург, – живописной местности, где сливается воедино три реки, маленький
Эрл с детства проявлял интерес к музыке, и что самое главное, к инструменту, который эту музыку может создать – пианино.
В возрасте девяти лет он взял первые уроки игры, и, как пристало всякому гению, тут же превзошёл своего учителя…
Что, к слову, неудивительно.
Его семья была всецело музыкальна. Отец Эрла, помимо своей основной (или второстепенной, что вполне вероятно) работы на верфи также играл на корнете
в Eureka Brass Band – группе, развлекавшей на дансингах уставших после трудового дня рабочих. Его мать и сестра играли на органе, а брат – на пианино.
Тётя Ханса была оперной певицей, а его дядя играл на всевозможных духовых инструментах. Казалось бы, среди членов его семьи было немало талантливых
музыкантов, способных преподать ему азы, но этого Эрлу было мало и вскоре он поступает в Schenley High School, где обучается классической технике игры.
Но стоило лишь однажды очутиться Эрлу в «Liederhouse», клубе, в котором звучала столь необычная и ритмичная для молодого классически обученного пианиста
музыка, как его планы и стремления кардинально изменились.
В возрасте пятнадцати лет он собирает комбо в составе скрипача и барабанщика, которое вскоре
становится частым и желанным гостем на школьных вечеринках и на сценах ночных клубов. Этот успех привёл к тому, что музыкант решил бросить учёбу в школе
и в 1922-ом году его знакомство с вокалистом и лидером бэнда Лоисом Деппе (Lois B. Deppe) привело к плодотворному сотрудничеству. Он снова посещает
«Liederhouse», только теперь его место не за столиком, среди десятков восторжённых зрителей, а на сцене – уже в качестве предмета внимания и
виновника этих самых восторгов. Популярность музыкантов не ограничивается местечковым клубом и вскоре они совершают набеги с концертами в
соседние штаты. В один из таких визитов состоялась первая сессия звукозаписи пианиста, в городе Ричмонд штата Индиана. В 1924-ом,
немного поработав со своим прежним составом музыкантов, Эрл, следуя совету его коллеги пианиста Эуби Блейка (Eubie Blake) переезжает
в Чикаго, куда постепенно начинают стягиваться другие музыкальные светила, чтобы написать свою историю джаза… Среди «историков»
такие несомненные практики джаза как Луи Армстронг (Louis Armstrong), Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton), Бенни Гудман (Benny Goodman)…
И дальше начинаются совместные концерты – с Сачмо и Зутти Синглтоном (Zutty Singleton) в «Café Sunset» – излюблённом месте отдыха гангстеров
и прочей денежной тусовки. Однако клуб вскоре на некоторое время закрывается и музыкантам приходится искать новое место для заработка.
Этот процесс, ввиду таланта и способностей пианиста был недолгим и его силуэт виднелся сквозь клубы табачного дыма на сцене другого
злачного места Чикаго – «Эйпекс Клаба» (Apex Club).
Примерно в это же время Эрл записывается с Луи – для проектов «Hot Five» и «Hot Seven». Именно на этих записях можно услышать его, отличную от других пианистов, технику игры. Стоит ли говорить о популярности сетов?.. Думаю, нет. И свидетельством тому – следующая, уже сольная запись пианиста, насчитывающая десять пьес, среди которых «Blues in Third», «57 Varieties» и «A Monday Date».
28 декабря, в свой двадцать пятый день рождения, Хайнс становится лидером оркестра
и получает постоянный ангажемент на выступление во всё
том же «Café Sunset», которое в очередной раз было
переименовано и теперь называлось «Grand Terrace Ballroom».
В «доле» этого лакшери-клуба был Альфонсо Капоне (Alfonso Capone).
«Grand Terrace» – это чикагский «Cotton Club», - говорил Хайнс, -
и мы были преимущественно развлекательным ансамблем, играющим танцевальные мелодии».
Оркестр работал семь дней в неделю, исполняя по три шоу за вечер в будни и по четыре –
по субботам… Один напряженный график сменяется другим – музыканты отправляются в
небольшие турне. В общей сложности «на выезде» они проводят около двух или трёх месяцев
в году. Они были первым афроамериканским коллективом, который активно выступал на юге
Америки в 1930-х годах.
Именно в этот период к Хайнсу приклеилось его прозвище «Фаза», от английского
«фазер». Был забавный случай, когда пианист, будучи в эфире одной из радиостанций,
сказал ведущему, что тот «накатил лишнего» и по-отцовски посоветовав ему больше так
не делать… Ведущий тоже был не промах и тут же представил Хайнса с приставкой «фазер»,
«батя». Это прозвище не очень-то понравилось пианисту, но об этом чуть позже.
После одиннадцати лет работы в «Grand Terrace» Хайнс, по причине, как ему казалось,
недостаточной оплаты труда, оставляет клуб, его музыканты следуют за ним. В 1943-м
году к коллективу примкнул уже достаточно известный певец-крунер, практически земляк
Хайнса - Билли Экстайн (Billy Eckstine), а вслед за ним – Диззи Гилеспи (Dizzy Gillespie)
и Чарли Паркер (Charlie Parker). В 1946-м Эрл получил повреждение в автомобильной
аварии и ему пришлось отменить турне. А затем он и вовсе распускает свой коллектив, настоящий биг-бэнд из 24-х человек, и, возвращаясь отчасти в прошлое, присоединяется к команде «всех звёзд»
Армстронга, вместе с которой и колесит по Европе, не забывая посещать крупные фестивали. В 1951-ом
году Хайнс оставляет Луи и начинает работать в проектах гораздо меньшего размаха.
В сентябре 1955-го Хайнс переезжает в Сан-Франциско, где около десяти лет работает в
«Hangover Club» - последнем бастионе традиционных форм джаза, не забывая также и о гастролях –
в Канаде, Англии, Европе. В 1963-м музыкант открывает собственный клуб в Окленде – городе на
побережье залива Сан-Франциско. Однако эта затея была не совсем удачной и клуб вскоре закрылся.
В 1964-ом была серия успешных концертов в нью-йоркском «Little Theatre» и примерно в эти же
годы Хайнс посещает Россию в качестве посла доброй воли. В 70-е годы пианист со своим квартетом
даёт концерты по всему миру и одновременно много работает на студии.
Теперь вернёмся к прозвищу Эрла. Несмотря на то, что он, как уже говорилось,
не любил приставки к своему имени, тем не менее, многие критики отмечают, что это
в полной мере характеризует пианиста – он действительно отец современного джазового фортепиано.
До него пианисты исполняли преимущественно блюз, или играли в стиле страйд. Хайнс же заполнил
образовавшуюся между этими двумя категориями пустоту своей напористой и мощной манерой игры.
Более того, некоторые поклонники Хайнса отмечают, что благодаря ему фортепиано стало привычным
инструментом в джазовых ансамблях, - в какой-то степени и благодаря исторической, без преувеличения,
сессии звукозаписи Армстронга и Хайнса в 1928-м. В отличие от других ранних джазовых пианистов он
продолжал свои начинания в течение всей пятидесятилетней карьеры. Даже невзирая на солидный возраст,
артрит и проблемы с сердцем, он оставался до конца своей жизни новатором и продолжал выступать вплоть
до самой смерти – музыкант ушёл из жизни 22 апреля 1983-го года, через неделю после своего последнего концерта.