Чесни Генри Бейкер младший по прозвищу «Чет» (Chesney Henry "Chet" Вaker), выдающийся американский трубач,
родился 23 декабря 1929-го года в крошечном городке Йейл штата Оклахома.
Выросший в семье музыкантов (отец Чета был гитаристом), молодой
двадцатидвухлетний трубач получил широкую известность благодаря
Чарли Паркеру (Charlie Parker), подписав совместно контракт на
несколько выступлений.
В 1952-ом году Бейкер стал членом квартета
Джерри Маллигена (Gerry Mulligan), который, однако, просуществовал
немногим меньше года из-за проблем лидера с наркотиками… Но это,
по сути, было неким толчком к созданию собственного ансамбля, в
котором Бейкер стал бы уже лидером. И это дало свои плоды: в
1954-ом году он, по мнению читателей Downbeat’а стал «Лучшим
трубачом года», опередив самого Майлза Девиса (Miles Davis).
В последующие несколько лет Чет собирает собственное комбо и
записывается в качестве трубача и вокалиста, чья мягкая и
слегка сентиментальная манера пения в полной мере отражала
его восприятие окружающего мира, мира «almost blue». Чет
был не только иконой кул-джаза, но и иконой стиля, –
всегда элегантно одетый музыкант был примером для подражания
целому поколению молодых людей, был символом «сладкой жизни»,
которая, на деле, всегда имела иной, более пресный, если не
сказать горький, привкус…
Безупречная карьера, протекция многих именитых музыкантов,
регулярные записи и концерты – всё это остаётся в качестве
фона, на авансцену выходит наркотическая зависимость,
вездесущий допинг большинства музыкантов того времени – героин.
Из-за него Чет провёл чуть больше года в итальянской тюрьме,
был выдворен из Германии (дважды) и Англии.
После не совсем удачного опыта в Европе,
Бейкер возвращается в родную Америку, где
в 1966-ом году он якобы был жестоко избит
при попытке купить наркотики после выступления в
Сан-Франциско. В результате этого он лишился нескольких
передних зубов, что позже не могло не сказаться на его
манере игры, естественно, после того, как он научится
играть заново... Существует, однако, мнение, что эпизод
с нападением на музыканта был просто выдумкой, чтобы
как-то реабилитировать его перед поклонниками, а на
самом деле у него были проблемы с зубами. Но не нам
искать правду в этой истории. Играть на трубе с зубными
протезами сложно – факт, поэтому на протяжении следующих
восьми лет Чет играл и записывался преимущественно на
флюгергорне, который из-за более широкого мундштука
был более удобен нежели труба.
Не оставляя прежних попыток, музыкант перелетает
через Атлантику и продолжает свою деятельность
в Европе, деятельность сверхактивную и хаотичную.
До сих пор не составлена полная дискография Чета,
которая включала бы все записи с его участием,
иногда и в качестве сессионного музыканта –
такова цена всё нарастающей зависимости, которая,
в итоге, по сумме очков, взяла верх. Чета нашли мёртвым
в три часа утра под окнами его отельного номера в Амстердаме.
По одной версии в его крови обнаружили героин, другая же гласит,
что он был трезв. Поговаривают и о предсмертной записке, которая,
однако, была найдена не на месте суицида, а находилась в частных
руках. Но это уже история. Часть мифа жизни музыканта, который,
без преувеличения и излишнего мифотворчества деятельности, сыграл
колоссальную роль в развитии джаза.
P.S. Давеча смотрел концерт Чета, –
подборка выступлений разных годов, –
и одной из первых заиграла «Almost Blue» –
баллада Элвиса Костелло (Elvis Costello),
тягучая и грустная мелодия, спетая Бейкером
в сопровождении акустической гитары.
Запредельное ощущение, абсолютное понимание
музыки, хотя и голос уже не тот, да и нервы
на пределе, – такое восприятие присуще человеку,
ощутившему ту самую, неизведанную, грань,
а может быть даже её и перешедшему.
Взглянул на дату записи концерта – 1 апреля 1988-го года.
Музыканта не стало 13 мая того же года.