Какие чувства вы испытываете, когда узнаёте, что очередной музыкант оставил джаз ради эстрады? Горечь, досаду, недоумение или… облегчение? Мы уже привыкли к тому, что джазмены периодически выходят из своего «маргинального круга» и приобщаются к «искусству масс». Причины тому – разные. Недостаток работы по специальности (а значит, и средств к существованию), желание доказать, что твоя музыка может быть доступной и популярной; стремление к славе, наконец. Ну да, бывает и такое – что же джазмены, не люди, что ли.
Мы уже привыкли к тому, что басист Игорь Закус, барабанщик Александр Лебеденко, гитарист Владимир Шабалтас и клавишник Родион Иванов стали неотъемлемой частью стейдж-бэнда в группе ВИА Гра; что пианист Алексей Саранчин – член группы ТНМК, что ударник Анатолий Шмаргун играет в Esthetic Education, пианист Усейн Бекиров – у Таисии Повалий, а Денис Дудко – в группе Океан Ельзи. Впрочем, по чести сказать, джазовые инструменталисты, выступающие в составе поп- и рок-групп – это вполне нормальная мировая практика. Вышел, поиграл «house music» («музыку, которая позволит купить дом» ©) – и обратно, к искусству, которое даёт тебе ощущение того, что жизнь не напрасна. Так делает, к примеру, вышеупомянутый Игорь Закус, организатор популярного цикла концертов «Jazz Kolo», без которого уже трудно представить себе киевский джазовый сезон.
Другое дело – вокалисты. Здесь, как правило, всё всерьёз и надолго. На поющих людях попса и стоит: если аккомпанирующий состав можно заменить и за него продюсеры руками и ногами не держатся, то узнаваемое лицо, в которое вложены инвестиции и имя которого уже раскручено, чаще всего связано жёсткими контрактными условиями на несколько лет вперёд. Тут не забалуешь: назвался груздем – полезай в кузов; изволь петь про любовь, морковь, а иногда и свекровь. Правда, вряд ли певцов так уж принуждают к жизни в эстраде: комфорт, популярность и «лёгкость бытия» (по сравнению с буднями полубезработных джазменов) не так уж и невыносимы.
Думаю, многие уже смирились с тем, что Гайтана примкнула к персоналиям, фото которых регулярно размещаются в таблоидах, Ольга Нека, одна из наиболее органичных джазовых певиц страны, начала сольную карьеру в стиле поп, отчасти тяготеющем к шансону; что с именем Ланы Меркуловой, бывшей участницы группы SMS, джаз уже не ассоциируется вообще, и так далее. Вот и недавно закончившийся конкурс молодых исполнителей «Новая Волна» (который крепко связывается в сознании нормальных людей с саммитом сытых, загорелых, отполированных и разодетых в пух и прах звёзд зомбоящика) открыл «новое имя» - победительницей «Новой Волны» стала некая Джамала, экстравагантная барышня, обладающая не вполне стандартными для нашей эстрады вокальными дарованиями. Джамала?… Из Украины?… Характерный тембр, джазовые интонации… Никак, Сусана Джамаладинова из Beauty Band? Так точно.
С одной стороны, за девушку надо порадоваться. Стоячие овации в исполнении зубров советской эстрады, внушительный денежный приз, отличный пиар по ТВ – что ещё нужно для успешного начала карьеры. С другой стороны, не наблюдаем ли мы процесс продажи первородства за наваристую и очень дорогую похлёбку?..
Дилемма, иначе не скажешь. Да, действительно, джазменам в нашей стране просто некуда деваться: джаз-клубов стало чуть больше, чем раньше, но концерты в них нечасты, а желающих выступить много (это же касается и фестивалей, которыми сыт не будешь); продюсеров вроде Дмитрия Выговского, способных поставить выступления на поток, - единицы; инфраструктуры нет. Дороги три – или в кабак, или в попсу, или за границу. Что лучше? Плакать о соотечественниках, покидающих страну или плакать о том, что соотечественники продают душу? По мне, так первое лучше. Граждане мира Вадим Неселовский и Андрей Прозоров, не так давно с триумфом выступившие в Украине – тому подтверждение.
Можно, конечно, попенять автору за то, что делит жанры на высокие и низкие и напомнить о том, что плохой музыки, на самом-то деле, не бывает. Но скажите мне откровенно: неужели у вас нет ощущения, что, к примеру, вполне достойный саксофонист Тимофей Хазанов (даром, что не украинский) занимается чем-то не тем, исполняя песни, по сравнению с которым даже творчество группы «Руки Вверх» - вершина искусства? (см. видео ниже) Неужели есть такая уж разница, фигурально выражаясь, между джинсами за 800 гривен и джинсами за 800 евро, чтобы ради них предавать себя?
Есть и ещё один момент: я с трудом могу себе представить ситуацию, при которой, скажем, Патрисия Барбер вышла бы на сцену «Новой Волны» в платье с блёстками и пела бы под фонограмму. Но я уверена, что большинство джазовых певиц СНГ сочтут такую возможность за счастье. Так может быть (закрадывается крамольная мысль), все эти стразы, гламур-тужур и прочая ярмарка тщеславия, в которую мы с горечью провожаем джазовых музыкантов, «сливки музыкального общества», – именно то, чего эти конкретные музыканты всегда хотели, и жалеть не о чем? Может, не так уж и ценен был их вклад в Музыку, чтобы горевать об их уходе в шоу-бизнес?
Впрочем... качественная попса тоже, в общем-то, нужна. И, наверное, будет лучше, если в этой самой попсе будут хоть какие, но «наши люди».