Пианист Илья Ересько, лидер единственной в Украине сальса-группы – почти мой ровесник. Уж не знаю, кто как, а я к ровесникам долгое время относилась иначе, чем к другим «социальным слоям населения». Помню, когда мы с Ильёй познакомились и мне стал известен его возраст, я всё переживала – вот, пожалуйста, талантливый музыкант, композитор, цельная личность. А что к этому возрасту сделала я? – спрашивала я себя в далёком 2005-м. Со временем такая позиция, правда, сошла на нет (в частности, после того, как я узнала, что «принцесса соула» Джосс Стоун (Joss Stone) выпустила свой дебютный альбом в возрасте 16-ти лет): жизнь продолжается, и в ряду больших мастеров оказываются и твои сверстники, и люди намного младше тебя. Считает ли себя мастером Илья Ересько, какие личностные и творческие изменения он замечает в себе; как выжить в музыкальной индустрии большому коллективу и почему джазовый музыкант может отказаться от солирования в каждой песне – об этом мы поговорили.
Илья, последний раз мы с тобой плотно общались «вживую» году примерно в 2005-м. Насколько ты изменился с того времени? Пересмотрел ли ты свои жизненные приоритеты, творческое кредо, осознание своей роли в коллективе и прочие основополагающие для личности вещи?..
Да, я во многом изменился за эти почти 4 года. В конце 2005-го появился наш сальса-бэнд и процесс развития этого коллектива повлиял на моё отношение ко многим вещам. Мне пришлось учиться делать то, в чем раньше у меня не было такой необходимости – принимать решения, заниматься организационными делами, писать совершенно новую для меня музыку, знать, как она должна быть сыграна, быть продюсером, быть менеджером. В целом... много моментов, связанных с дисциплиной по всем фронтам. Если раньше я мог себе позволить исключительно заниматься на фортепиано и играть в клубах, когда меня туда позовут, то теперь у меня есть цель и задачи, требующие выполнения. Изменился также круг моих знакомых и коллег.
Я внимательно послушала на вашей MySpace-странице то, что ты делаешь в рамках DisLOCAdos. Звучит не просто отлично, звучит совершенно аутентично – ну, насколько я могу судить как музыкант и слушатель, но не-специалист в конкретно в этом стиле. Слаженно, мощно, со вкусом, легко, летяще – просто здорово. Как долго вы шли к такому звучанию? У кого ты сам учился, что читал?
Суперспасибо за комплимент! Мы очень много работаем над тем, чтобы звучать хорошо, именно аутентично в стилистическом значении этого слова. Сальса – музыка достаточно строгая, сплошь состоящая из ритмических формул и других условностей. Но всё же это музыка, а не математика, и здесь уже включаются твои ощущения ритма, формы, динамики группы. Очень похоже на джаз, не правда ли? Эдди Пальмьери (Eddie Palmieri, великий сальса/латина/джазовый пианист) сказал, что сальса – это одна из самых сложных музык, так она содержит самые сложные ритмы на земле (афро-карибские) и самые сложные гармонии на земле (джаз). Очевидно, научиться этому не просто, и мы делаем всё возможное, чтобы постоянно повышать уровень группы. Источники информации – интернет, книги и видео, которые мы заказываем из Штатов, аудио записи. В остальном (и в основном) приходится додумываться до всего самим. Основное – работа над ритмом. Есть у нас много подражания, это правда, но мы уделяем особое внимание поиску своего языка, своего голоса, стремимся уходить от шаблонов в музыке, текстах и проч.
Откуда прекрасный испаноязычный вокал? Изучаешь ли ты сам испанский/португальский язык?
Каролина (Патоцки) выучила испанcкий в Канаде, я учу вот уже третий год, Леся (Здоровецкая) что-то около года. Испанский язык – очень важная часть нашего проекта, нам важно, чтобы люди понимали, чтó мы хотим сказать. Большáя часть нашей аудитории (на концертах, интернете или радио) – носители языка. Они слышат и видят, когда ты знаешь, что делаешь, а когда нет. Кроме того, следующий этап, над которым мы работаем, – импровизация на испанском языке, а это уже – сами понимаете... А вот португальский мы не знаем, это язык бразильской музыки – самба, босса нова и др. – к которой мы никакого отношения не имеем.
Илья, мне кажется, что в такой группе, как DisLOCAdos (и любой другой, играющей подобную музыку) пианисту особо не разыграться, несмотря на то, что, казалось бы, есть место для соло. Во-первых, существуют жесткие стилистические рамки, за которые нельзя выходить, во-вторых, вся суть, вся красота такого коллектива – в сыгранности, которая есть дисциплина и ограничение свободы. Правильно ли я понимаю, что конечный коллективный результат тебя вдохновляет намного больше, чем возможность дать «раззудеться руке»?
Да, всё, что ты сказала про стиль и коллективную игру – правда. Я обычно играю два, максимум три соло за концерт из двух отделений, причём фанаты танцевальной сальсы меня критикуют, что это ещё очень много! В нашем альбоме я играю два длинных соло. Конечно, хочется поиграть, особенно если ты изначально джазовый музыкант – некоторым джазменам скучно, когда они не играют соло во всех композициях. Мне как пианисту в моём проекте есть чем заняться; в сальсе пианист – в первую очередь, член ритм-секции, ничуть не менее важный, чем конгист или тимбалеро. С другой стороны, в группе 10 человек, это как маленький биг-бэндик: если каждый сыграет соло, песня будет длиться 12-15 минут. Вот и в джазовых биг-бэндах каждый играет 2-3 соло за вечер (впрочем, есть и исключения). Для меня важнее всего – настроение каждой песни, её индивидуальная энергетика, композиция. Мне никогда не бывает скучно на концертах, даже если я вообще не играю соло – сальсовый пианист выполняет сложную ритмически-гармоническую работу, в которой есть и строгие законы, и пространство для импровизации.
Организационный вопрос. И Супер-Бэнд Овсяникова-Ересько, и DisLOCAdos – довольно большие коллективы. Организаторы при этом любят приглашать маленькие. Дуэт, трио – хорошо; квартет, квинтет – уже сложней; всё, что больше квинтета – почти нереально вывезти на гастроли. С DisLOCAdos вы довольно удачно «вписались» в никем особо не занятую нишу: латиноамериканская музыка сейчас особенно популярно, людям все больше нравится аутентика, да и танцоры-«бальники», видимо, тоже начинают понимать, как здорово танцевать под живой оркестр. Но! В целом проблема наверняка остаётся. Каковы cпособы выживания большого джазового коллектива?
Супер-Бэнд Овсяникова-Ересько – это, на данный момент, проект, который записал альбом и сыграл две песни на Джаз Коло. И Серёжа, и я имеем свои основные проекты, и «супер-бэндом» в итоге никто не занимается, к сожалению. На мой взгляд, этот проект имеет хороший потенциал, хотя проблемы поиска концертов для коллектива, в котором играет более трёх человек, налицо. Однако я полагаю, что при наличии талантливого и амбициозного менеджера «супер-бэнд» в подобном составе может иметь хорошее будущее.
DisLOCAdos, к счастью, повезло больше. Изначально мы играли каждое воскресенье в «44» полтора года, а теперь уже третий год играем в Caribbean Club. Танцоры сальсы понемногу начинают «врубаться» в живую музыку, мы сейчас делаем с некоторыми из них совместный проект «Сальса против кризиса», но пока что процесс «оживления» сальсы для танцоров проходит достаточно медленно. В этом смысле мы сталкиваемся с проблемами, аналогичными проблемам любого живого коллектива в наше время в нашей стране – культура «живой» музыки развита чрезвычайно слабо.
В некоторых странах люди предпочтут послушать живой бэнд, пусть даже не самый лучший, только бы не провести вечер под магнитофон. У нас – наоборот. Наши клубы, к сожалению, поддерживают эту тенденцию. Возвращаясь к DisLOCAdos, могу честно сказать, что работа у нас есть, но большинство музыкантов группы вынуждены работать в других проектах, чтобы выживать в наших условиях.
Мы сейчас активно налаживаем контакты за рубежом. В июне поедем на фестиваль в Швецию Однако… много людей в группе – сложнее найти работу, это несомненно. В моём следующем проекте буду только я и мой менеджер. [смеётся]
Илья, что тебе самому больше всего не нравится в собственной игре, когда ты слушаешь собственные записи, и что, наоборот, – нравится?
Мне нравится, когда я сегодня играю лучше, чем вчера, и мне не нравится, когда я играю плохо.
Ты музыкант, который ставит перед собой цели или ты плывешь по течению?
Я верю в то, что можно добиться любого результата, если поставить перед собой такую задачу. Человек вообще всегда стремится к хаосу, поэтому нужно себя постоянно мотивировать, ставить высокую планку. Случайно, как мне кажется, человек достигает чего-то настоящего очень редко. Я лично получаю удовольствие от выполнения запланированного.
Помнится, как-то мне пришлось столкнуться с такой точкой позицией зрителя (приблизительно): «Дорогие музыканты, мы вам добра хотим, так что прислушайтесь к нашему мнению. Вот здесь вам надо добавить немного экспрессии и драйва, а здесь, наоборот, играть «медленно и печально».»
Я тогда ответила примерно следующее:
«Если предполагается, что любое мнение слушателя предполагает ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ изменения в артисте, то этот подход в корне неверен. Если артист профессионален, адекватен и способен к самоанализу, коррективы в собственное творчество он вносит не потому, что ему прочистил мозг Пётр Иванов с третьего ряда, а потому, что он сам чувствует, что эти коррективы нужны. Вы, например, как слушатель, говорите одно, ваш сосед по ряду справа – второе, сосед по ряду слева пришёл за компанию с девушкой, но эту музыку не понимает и считает, что «все песни должны быть на четыре четверти», а слушатель с галёрки вовсе думает, что всё, что проще Джона Зорна – попса. Поэтому да делает каждый артист то, что считает нужным, и да воздастся ему по способностям и трудам его.»
Каков бы был твой ответ такому зрителю?
О! Артист – публика – артист, хорошая тема! Я смогу полноценно ответить на этот вопрос лет в 50, только давай обязательно встретимся через 20 лет и поговорим! [смеётся]
Я думаю, музыкант формирует своё мнение по этому вопросу с возрастом. Конечно, всё зависит от характера его опыта, от среды в которых проходят его концерты, от людей-друзей-коллег, которые его формируют.
Музыкант должен всегда следовать своей интуиции, всегда делать то, что ему нравится. Однако это не должно мешать ему расширять свой кругозор, совершенствоваться. Нужно много работать, чтобы доверять своей интуиции. Нужно быть открытым человеком, чтобы доверять интуиции твоего коллеги.
Опыт говорит также, что можно и нужно экспериментировать с публикой. Музыкант (даже джазовый!) подобен артисту в театре. Он играет, публика наблюдает. Если ты всегда играешь концерты, которые заведомо никому не нравятся, ты рискуешь потерять работу, а самое важное – рискуешь стать единственным судьёй своей игры, всегда надеясь, что тупая толпа ничего не понимает в твоём искусстве.
Зритель, как правило, кое-что понимает, ещё больше чувствует. Если на концерте ты нашёл контакт с публикой, если она является частью твоего действа – это ощущения непередаваемые, это другой уровень творчества. Неважно, танцуют ли они, как на сальсе, или нет, как на джазовом коцерте, – ты всегда это чувствуешь.
Но не следует слепо идти на поводу критики публики. В нашей стране не так много музыкальных групп и событий, и зачастую публика, придя на редкий джазовый концерт, хочет, чтобы один-два бэнда удовлетворили весь спектр зрительских вкусов; чтобы там было и что-то традиционное и нескучное, но чтобы были баллады, авангард, бибоп, фьюжн, не было попсы, диссонансов, авторская музыка должна быть, но чтобы можно было узнавать темы и т. д.
Нужно слушать/слышать ту музыку, которая звучит в данный момент. Если нравится Джон Зорн (John Zorn) – нужно идти на концерт Зорнa. Если пришёл на концерт Наташи Лебедевой – наслаждайся музыкой, слушай красоту, а не ищи аргументов к тому, почему это не Зорн. Хороший музыкант всегда несёт положительный заряд. А вообще я недавно прочитал в одной американской книжке, что джазовый слушатель в целом склонен к негативной критике и снобизму.
Могу ещё добавить, что если бы в Украину постоянно приезжали сальса-группы, DisLOCAdos бы играли по-другому. Конкуренция и наличие хороших фестивалей и клубов в стране воспитывают и музыкантов, и публику.
И последний вопрос, пожалуй. Когда выйдет сольный альбом Ильи Ересько и что на нем будет?
У меня сейчас две идеи (пока только в голове) – джазовая и латин-джазовая. Состав – трио, максимум квартет. Планирую реализовать если не обе идеи, то хотя бы одну к концу этого года – началу следующего. Очень много времени занимает DisLOCAdos, в этом проекте всё время возникают новые и новые пункты.