Юлия Рома: «мама-джаз»

Юлия Рома / Юлія РомаСегодня мы беседуем с девушкой, чье имя наверняка на слуху у всех, кто интересуется отечественным джазом – с Юлией Ромой: вокалисткой, композитором, поэтом, преподавателем. И – с недавних пор – молодой мамой. Мы решили расспросить Юлию о том, как ей живется и поётся в статусе "мама-джаз" и что изменилось в её мировоззрении за время, прошедшее с момента рождения сына.

Юлия, когда ожидается выход Вашего нового альбома с украиноязычной программой? Расскажите вкратце тем нашим читателям, которые ни разу не слышали эту программу, в чем ее концепция и как она создавалась. Если можно – приведите, пожалуйста, текст самой знаковой песни с альбома.

Как только определимся со студией, сразу же начнём запись альбома. На сегодняшний день это главный камень преткновения. В Киеве сейчас нет студии, где можно было бы накопить живой материал так, что бы нас это устраивало. Надежды на то, что такая студия появится, есть, но сказать определённо, когда – не могу. Поэтому альбом – в ожидании.

Теперь о программе. Уже до выхода альбома Heartbeats (март 2006) я написала ряд украиноязычных песен. Это «Цвіт», «Зимно», «Моє, Моє…», «Не Болить», и текст к песне «Сон» на музыку Наташи Лебедевой. Ещё несколько родилось родилось в период превращения меня, как вы выражаетесь, в «маму-джаз» [улыбается]. Это – «Не йди» и «Завтра» . Песни в процессе дорабатывались, сочинялись аранжировки. Как правило, каждая песня оформляется композиционно уже во время репетиций. Что-то может не звучать, кто-то может предложить что-то более удачное. Таким образом, путём достижения общего согласия, вырисовывается окончательный вариант песни. Она находит свой стиль, обретает форму и начинает жить своей жизнью.

Главная идея программы – это, конечно же, украиноязычный текст. Я попыталась украинский, не свойственный джазовой музыке язык, соединить с джазовыми гармониями, ритмом. Язык в моих песнях несёт мелодическую нагрузку.

Так как тексты, в основном, построены на метафорах, я подозреваю, что далеко не каждый, слушая в первый раз мои песни, понимает, о чём идёт речь. Как правило, музыка и текст у меня рождаются одновременно и они должны максимально соответствовать друг другу. Ритм слова должен соответствовать ритму мелодии, мелодическое движение должно соответствовать голосовой интонации слова, фразы.

Не болить

Колиха лиха та надиха його…
Як тінь, невимріяна весна
Сто літ сумна і тане світ в очах
Повних сліз зими, бажані сни
Цілунком слів твоїх.

Не зника, звика та повива гірка.
Плека невиплакана ріка
Та ніч сліпа терпкий тамує смак
Наших нечекань, несподівань.
Не замовкає – крає…

Не болить, лише незрозумілий смак
І так вже затишно у мені
Та у вікні все,бачиш, затиха
Біль наших нечекань, несподівань
Не замовкає та п‘є
Серце моє, твое не болить, не болить…

Не болить, чи втомлена та спить – жива.
Плека невиплакана ріка, та ніч сліпа
Терпкий тамує смак
Наших нечекань, несподівань
Не замовкає – крає,
Серце моє, твоє не болить, не болить...

Презентация вашей украиноязычной программы состоялась накануне рождения вашего ребенка. Очвидцы говорят, что некоторые песни были особенно трогательными в контексте происходившего. Были ли они изначально посвящены чаду?

Нет, изначально не были. Но в момент исполнения... чувства перемежаются. И о чём-то тёплом, дорогом и необходимом на концерте тогда, конечно же, пелось.

Юлия, такой вопрос. Специалисты по вокалу не рекомендуют заниматься пением, будучи в положении, т.к. ребенок недополучает кислорода. Как прокомментируете это утверждение в свете собственного опыта?

Не вели меня специалисты по вокалу в акушерско-гинекологическом отделении, извините! Ограничений не назначили. Не стану что-либо утверждать или советовать. Я пела, пока находила для этого физические силы. Но то правда, что будущей маме просто некуда набирать дыхание, нечем создавать опору для голоса, это – да. Но, честно говоря, такой информации, что пение вредит ребёнку, у меня не было. Спасибо, хоть просветили Вы меня! [улыбается]

Изменился ли ваш подход к творчеству после рождения малыша? Понятно, что с гастролями теперь стало потрудней, а в чем стало полегче или поинтересней?

Подход изменился. Случаи применения творческих сил стали редкими и непродолжительными. Полегче стало с пониманием того «зачем, для чего, для кого живёшь».

Пишете ли новые песни? О чем они?

Пишу одну большую и очень важную песню. Её пою, её лелею! Конечно, говорить о каких-то серьёзных творческих трудах сейчас– сложно и невозможно. Я «сумлінна мати». 90% моего времени принадлежит сыну. А творчество – это капризное явление, оно ни с кем делиться не хочет. Оно требует каждодневного, многочасового внимания к себе. Моё вдохновение любит, чтобы над ним трудились и если «что-то» посещает, то его нужно мгновенно подхватывать и часами прояснять у себя в голове и на бумаге. Так что любая идея, прежде чем дорасти до состояния готовой песни, терпит массу изменений – до того момента, пока я не почувствую, что можно поставить точку. В разработке находится несколько песен, но не состарятся ли они?

Правда, прошлой весной посчастливилось одной родиться, выжить и быть даже исполненной на фестивале. «Зозуленьку» можно адресовать в некотором смысле моему чаду.

Юля, мы знаем, что вы сами создаете дизайн своей одежды. Не думали ли вы о дизайне собственного диска? Какой бы вы видели обложку нового альбома?

Каких-либо конкретных идей в отношении того, как должна выглядеть обложка, на сегодняшний день я не имею. Когда сложится и я запишу альбом, – идеи, я думаю, будут витать в воздухе и я поделюсь ими с дизайнером, который будет оформлять альбом.

По-прежнему ли вам интересна латиноамериканская стилистика? Если не очень – то что сейчас больше привлекает, если да – то что ее подогревает?
Кто, к слову, учил вас португальскому?

По-прежнему интересна, но не в такой степени, чтобы создавать латина-программы в чистом виде. Последнее время мне стало интересно «перелицовывать» стандарты. Это определённый этап в моём общении со стандартами. Сама создаю аранжировки, чего раньше не делала. Нахожу для себя это очень интересным сейчас.

А португальскому меня учили... Ivan Linz, Tania Maria, Gal Costa, Elianie Elias, Dori Caymmi, Djavan [улыбается] и многие другие, с кем удалось попеть.
Конечно же, это, прежде всего, записи, а впоследствии – самоучитель и словарь. Двигаться есть куда в этом смысле, но всё – по мере возможностей.

Какие проекты у вас находятся в разработке?

В настоящее время мы с Night Groove репетируем программу для выступления в Харьковской областной филармонии, в рамках серии концертов «Джазовые вечера с Сергеем Давыдовым» .Запланировано наше выступление на 31 октября. Будет представлена разноплановая прогамма. Это стандарты с моими аранжировками, немного «Бразилии родной», авторские песни из альбома Heartbeats и кое-что из украинской программы. Так же намечается сюрприз-сешн с организатором концерта и прекрасным пианистом Сергеем Давыдовым.