Мы беседуем с 22-хлетним пианистом Алексеем Боголюбовым, с которым встретились на саунд-чеке в Ровно, где проходил фестиваль Art Jazz Cooperation. Ранее мы писали об Алексее в контексте конкурса ДоДж-Юниор, на котором Боголюбов получил 2-ю премию – тогда мы несколько недоуменно, хоть и вовсе не негативно, отзывались о его выступлении. Примерно так: "Алёша уже давно является концертирующим и гастролирующим музыкантом, пишет собственные композиции, играет в оригинальных авторских проектах (таких, как, например, SolominBand).
Кроме этого, пианист уже участвовал в конкурсе в составе киевского студенческого коллектива. Но, наверное, какое-то чувство неудовлетворения не давало покоя пианисту и он таки принял решение снова стать участником «До#Дж-Юниор», на этот раз в качестве солирующего исполнителя. И зачем-то выбрал в качестве конкурсного материала… джазовые стандарты. Хотя мог бы привезти в Донецк собственные вещи: ведь видавшее виды жюри нужно удивлять, а стандартным исполнением стандартов его удивишь вряд ли. Да и главного судию, которым был Игорь Бриль, взрастивший не одного виртуоза, поразить техникой вряд ли удастся: привлекать внимание надо бы оригинальностью и нешаблонным подходом к исполняемому материалу. Однако ни первой, ни второго в выступлении Алёши не было..."
Теперь мы пытаемся выяснить, что же привело Алексея на конкурс; зачем в конце первой декады 21-го века играть эвергрины в традиционном исполнении; как соотносится статус сайдмена со статусом фронтмена и почему так полезно играть в разных коллективах одновременно.
– Алёша, расскажи, пожалуйста, где сейчас осуществляется твоя творческая реализация. В каких группах ты играешь?
– Ну, я сейчас играю в нескольких проектах. Вот, например, с 3 по 6 сентября мы выступаем таким составом: Саша Муренко, Костя Ионенко и я едем в Краснодар играть концерт. Существует такой фанковый проект в трио.
– Как он называется?
-Мы его называем нашими именами: «Боголюбов-Ионенко-Муренко funk-project». В таком духе. Также играю дуэтом с Жан-Пьером Фрёли: он меня приглашает постоянно играть. Звонит. Мы играем его композиции. Ну, и SolominBand, уже давно.
– Хватает этого для и творческой реализации, и для коммерческой? Под творческой я имею ввиду то, что, например, в SolominBand есть лидер, с Фрёли тоже вы его вещи играете…
– Ну, для меня всё это разные проекты. Есть те, кто приглашает меня. Есть те, в которых приглашаю я. Мне, бывает, звонят организаторы, предлагают выступить. Я тогда уже сам звоню людям, с которыми мне нравится играть.
Почему мне нравится играть в нескольких коллективах? Потому что я очень люблю наблюдать за людьми и стараться проникнуть в их суть. Вот как в жизни люблю понимать разных людей, слушать и понимать, почему они именно так говорят, почему именно так происходит. Так же и в музыке. Я сажусь за инструмент и происходит нечто… некоторые музыканты даже говорят: как это возможно? А я хочу все вкусы понять. Чтобы быть гибким в этом отношении.
-Ты говоришь о том, что ты в жизни любишь понимать разных людей. Что ты имеешь в виду под этим?
– Люди все разные. Одни мыслят одними какими-то образами, текстами, другие мыслят другими. И вот иногда бывает, что два человека, скажем так, оба хорошие, – просто по-разному думают. И между собой эти люди чаще не находят общий язык. Я хочу понимать и ту сторону, и другую. Мне это нравится. Не знаю, почему. Я понимаю, что это, всего-навсего, разная философия. Это не вопрос «хорошо – плохо».
– Ага. То есть, такое стремление к пониманию у тебя просто на обычном бытовом уровне? По психологии книги не читаешь?
– Ну почемуже. Читал. Мне очень важно, когда я нахожусь на сцене (мне даже педагог об этом говорит постоянно), – чтобы был контакт. Нужно быть музыкантом для людей. Очень много я проводил с музыкой параллелей. Например, есть такая музыка, где ноты все правильные, но людям не нравится. А есть люди на сцене, которые играют всё неправильно, но почему-то слушателям это нравится.
У нас есть такие примеры. И то же самое в жизни. Есть всякие люди беспорядочные, со всякими дурацкими стрижками на голове, несобранные, нерешительные, странные… А их многие любят. И есть люди, которые живут, как по книжке, вроде бы все правильно у них, и в работе, и в жизни, а счастья от этого ни им, ни окружающим нет. Вот я об этом говорю, когда говорю про философию.
– Из всего тобою сказанного я делаю вывод, что со всеми своими коллегами ты очень крепко дружишь.
-Я не знаю, как даже это назвать. Проблема или не проблема? Потому что музыка – это действительно то, что я не могу делить так: это работа, а это – моя жизнь. У меня так не получается.
– То есть, впускаешь коллег в свою жизнь.
– Да, да. Я прежде всего хочу знать: почему человек так говорит? Почему он так поступает? Потом и легче играть. Тогда с любым человеком садишься, смотришь ему в глаза, и понимаешь, что он хочет сказать, играя.
Как в жизни, так и в музыке есть вопросы уровня. В жизни это интеллект, какой-то жизненный опыт. В музыке тоже есть и опыт, и знания. Всё есть. И нельзя упускать что-то одно.
Я постепенно, как могу, насколько позволяет наша страна – стараюсь всё учитывать… Бывают разные концерты.. Иной раз выхожу, играю эмоционально, потому что сейчас чувствую так. А иногда выхожу и как бы понимаю, что сейчас «математику строю». А иногда бывает, когда это все объединяется.
Опять же, в музыке есть люди, которые всегда выходят и играют одинаково, а есть эмоциональные, которые выходят и один концерт могут сыграть плохо, другой концерт – гениально. И непонятно, как к этому относиться.
– А ты к каким относишься?
– Не знаю. Я думаю, люди обо мне больше как об эмоциональном говорят. Нельзя сказать, что я выхожу и играю как-то стабильно.
– Скажи, пожалуйста (я знаю, что ты действительно пытаешься в разных направлениях работать, в разных стилях), тебе что всё-таки близко самому? Мейнстрим или не мейнстрим, скажем так?
– Меня с самого начала, как только я близко познакомился с джазом (или как это назвать? Это уже не джаз, а современная музыка) – поразил один музыкант. Я очень сильно заболел его игрой, а потом старался от этого избавиться. Я очень заболел Китом Джарретом. К уже сказанному: вот он делает всё вроде неправильно. Но оно как-то всё звучит. И эмоциональный он – выше нормы… Но с другой стороны, чем становишься взрослее, ты понимаешь, что несмотря на всё это, в нём есть куча знаний, куча математики. Он там Бахов всех переиграл… Видно, что человек просто так с улицы не придет и не сыграет такие вот ноты. Просто так. Он настолько это всё перемешал в себе. Но сначала я этого не понял. Сначала я увидел его эмоциональность.
– А почему ты хотел избавиться от того, что его музыка тебе давала?
– Ну, потому что, в принципе, это нормально, что каждый музыкант должен прийти к своему. И поэтому я сначала болел, болел, болел, потом я понял, что нужно идти к своему. И начал слушать разных, очень разных музыкантов. И стал понимать, что из меня выходит то, что мне нравится. Как-то так.
– Хм. А когда сочиняешь собственную музыку, у тебя в каком направлении она получается? Все-таки одно дело – исполнение, а другое – композиция…
– Нельзя сказать, что у меня получается «а-ля Кит Джаррет» (улыбается). У меня получается очень разная музыка.
-Для каких инструментов, в основном, получаются композиции? Это сольные фортепианные вещи или для квартетов, для трио они подходят больше всего? Или ты бы их вообще в симфоджаз переложил?
– Первое время мне нравился такой состав, как трио. Это когда мало людей и они перекликаются все между собой, каждый что-то предлагает, инициатива от каждого исходит. И когда люди со временем с опытом сыгрываются. Происходит, опять же, – понимание.
Конечно, когда большие составы, то тогда нужен более композиционный подход. Но, по сути, он и там нужен, и там.
Я любитель непредвиденных моментов. Поэтому всегда в музыкальных училищах, когда я сдавал академконцерты, мне всегда было трудно играть. Потому что я не понимал, для чего я это делаю. Сидят люди с вот такими вот лицами и что-то пытаются оценить. Мне почему-то трудно в такие моменты, как конкурсы. Сидят, насупленные, важные… И я не всегда понимаю, что в этот момент надо делать.
– Кстати говоря, ты мне объясни, пожалуйста, зачем ты в этом году на ДоДж поехал? Ты же уже зрелый, нормальный профессиональный пианист? Что тебе там нужно было?
– Ну, во-первых… честно? Я давно понял, что я хочу туда приехать. Я о нем слышал. Знаешь… это, как бы, как ступени такие. Вот выше, выше, выше… Если есть такая возможность в Украине, то почему бы и не поехать? Мне интересно.
Почему выбор мой был именно таким? Наверное, я вступил в такой период, когда, – как в любом деле, – есть база, а есть творчество. Вот бывают такие люди, которые занимаются математикой, а потом путем применения этих формул и цифр переходят в стадию творчества. Это я так образно говорю.
– Угу, понимаю. Например, инженеры или изобретатели.
– Да, да! Я подумал о конкурсе, подумал, о том, какие у нас в Украине есть проблемы, с которыми сталкиваются молодые музыканты, и с которыми я сам уже столкнулся. Ну, не знаю.. может, я приехал со своими комплексами? Я хотел в самом начале показать, что чего-то стою. Я знаю, что у нас в стране очень мало людей, которые умеют играть именно джаз. Играют фанк, играют в стиле ECM (я, кстати, тоже люблю в этом стиле играть). Играют. А вот в этом, первоначальном русле…
С одной стороны, да: би-боп – это умершая музыка, 50-е годы. Её закончили играть и пошли дальше. А с другой стороны, мало людей её играют. И я, когда приезжал на конкурс в предыдущие годы, видел, что те, кто не имеет этой базы, с трудом справляются с выражением собственных мыслей…Я видел эту проблему и в себе. Люди, которые видят какую-то проблему в себе, пытаются ее каким-то образом решить. Я ее попытался решить.
В SolominBand мы играем фанк такой… фолк-фанк. Это такая музыка, более современная. Но нужна и база. Я был, наверное, в момент принятия решения поехать на ДоДж просто на таком этапе, когда я хотел научиться играть, как Бад Пауэлл. И, может быть, не совсем удачная идея была…
– Почему же неудачная. Имеешь право! Мне просто интересно стало, почему был нужен конкурс, и теперь я свое любопытство удовлетворила. Спасибо. ведь есть еще и специализированные пианистические конкурсы. В Прибалтике, например.
– Я планирую. Вообще… говоря о собственном пути, о собственной стезе какой-то в музыке, я должен сказать, что у меня все только образуется сейчас. Всё постепенно приходит. Сначала начали звать на концерты разные музыканты. Я выступал на сешнах, и из-за этого меня музыканты узнавали. И я благодаря этому рос. А вот такого момента, чтоб сам… Чтобы меня одного увидели в музыке… Я постепенно к этому прихожу. Я раньше больше всего любил «понимать». Я сидел всегда в коллективах и «понимал». А чтобы прийти к своему… это, может быть, самый сложный путь. Потому что в коллективе уже есть человек, который лидер, которого знают. А вот уже делать свое -- это достаточно сложная история.
Заметка: На сегодняшний день Печать визиток, Печать на футболках это незаменимый атрибут для того, чтобы подчеркивать современный деловой стиль, а также серьезность фирмы. Все чаще и чаще начали применять данный вид полиграфического товара и в будничном общении.
Материал подготовлен при участии Ларисы Балакирской