Интервью с арт-директором продюсерского центра Jazz In Kiev Алексеем Когана. Беседовал Юрий Руднев, фото Дмитрия Туйона.
– Алексей, почему у Вас и Ваших коллег по продюсерскому центру появилась мысль организовать в Украине, где уже существует несколько серьёзных форумов, еще один джазовый фестиваль?
– Идея проведения фестиваля в Киеве витала в воздухе. Мы все говорим, что Киев – европейская столица, и мне хотелось бы, чтоб в европейской столице был фестиваль европейского уровня. Да, тут был «Осенний джазовый марафон», есть «Єдність». И все-таки мне хотелось бы, чтобы фестиваль в Киеве по-настоящему отвечал букве фестиваля. Для меня это означает, что каждый человек, приходящий на фестиваль, может получить то, что ему близко, может услышать очень разную музыку. Это уже уверенно и здорово делают в Коктебеле и в Донецке. Вот еще Харьков начал подтягиваться, у них пока мало опыта, но есть огромное желание, и первым фестивалем они «выстрелили». Причем это не было так, что мы вот сейчас выкинем кучу денег и всем вам покажем... Нет, но они смогли привезти Рона Картера, которого еще никто не привозил, и, самое главное, показать фестивальный спектр. Поэтому я говорю, нам нужен не помпезный фестиваль, но нам нужен фестиваль с именами, на которые ходят люди во всем мире. Когда-то очень здорово сказал Аркадий Шилклопер, что в Киеве уже есть готовая универсальная публика, но нет еще продюсерского центра, который может делать универсальные фестивали.
– И в чем же универсализм фестиваля Jazz In Kiev 2008? Какие музыканты и почему обеспечивают, с вашей точки зрения, фестивальный спектр?
– Наш продюсерский центр подходил к отбору музыкантов, руководствуясь такими принципами: чтобы в каждом дне был хедлайнер, и чтобы музыка была разной. Так первый день открывают New Tango Orquesta, шведские музыканты. Это совершенно неджазовая музыка, но это дань гению аргентинской музыки и творцу нового танго Астору Пьяццолле. А новое аргентинское танго сегодня – часть мировой музыки, которую можно сравнить с бразильской босса-новой или американским блюзом. Это не джаз, но это то, что очень нравится джазовым музыкантам.
За ними следует Дэйв Холланд – идеальный пример modern jazz, современного джаза. Его квинтет состоит из реально сложившихся звезд, может быть, за исключением барабанщика – это новая персона. Если же говорить о других музыкантах: Дэйв Холланд, контрабас – засчитано; Крис Поттер, саксофоны – потрясающий исполнитель, потрясающий педагог; Робин Юбэнкс – тромбонист с именем, Стив Нельсон – потрясающий вибрафонист. Вибрафон бывал в Киеве, но все равно остается экзотическим инструментом на столичных площадках.
– Второй день – самый длинный на фестивале: три сета, три коллектива. Здесь тоже удалось подобрать состав участников на любой вкус?
– Второй день открывает Алик Фантаев. По нашему глубокому убеждению, в фестивале должны принимать участие украинские музыканты. А в прошлом году самым ярким и запоминающимся проектом, из тех, которые презентовались в Киеве, для нас был проект Алика Фантаева. Плюс – многие хорошие украинские музыканты работают с другими продюсерскими центрами, а это – вопрос этики… А проект Фантаева мы хотим усилить на фестивале потрясающим перкуссионистом, на которого мы также рассчитываем как на участника мастер-классов, это бразильский исполнитель Сafe.
Следующий проект тоже подтверждает наше стремление к джазовой интеграции. Тут будут играть украинские музыканты Дима Александров и Олег Марков. Будут играть русские музыканты, которые живут в Нью-Йорке (а русскому музыканту стать известным в Нью-Йорке очень тяжело) – это пианист Миша Цыганов и трубач Александр Сипягин. Мы рассчитывали на приезд Бориса Козлова, не получилось. Он занят работой с другими музыкантами, он очень востребованный контрабасист в Нью-Йорке. И мы пригласили Эссей Эссей (Esseit Esseit), очень известный темнокожий басист. Мы окрестили этот проект United Quintet. Музыканты, и это важно, не будут играть джазовые стандарты; этот квинтет будет играть авторскую музыку Димы Александрова, Миши Цыганова, Саши Сипягина.
Далее Авишаи Коэн – это как раз тот момент, когда мы должны потакать публике. Выступление Коэна в составе трио было признано одним из лучших концертов в прошлом году. То есть, Авишаи можно назвать любимцем киевской публики, и он привезет нам совершенно новый вокальный проект. Прозвучит этническая музыка, импровизационная музыка, музыка композиторская – тут все соединено. Ну и Коэн уже доказал, что он не только талантливый контрабасист и композитор – та единственная вокальная вещь, которую он исполнил в Киеве, запомнилась всем.
– Ну и заключительный день фестиваля, традиционно на финал подбирается самый сильный состав участников. Чем будете удивлять?
– Для начала – джазовой экзотикой. Гитарист Чарли Хантер тут – один из настоящих революционеров. Я до сих пор не могу понять, как он играет на этом инструменте, где пять гитарных струн и три басовых, и где в игре на басовых струнах задействован большой палец левой руки. Его концерт на сцене Международного Центра Культуры и Искусств – это уже мастер-класс. В начале сентября выходит его новый альбом, и мы надеемся, что он будет презентован в Киеве, публика будет иметь возможность купить этот диск.
Ну и, наконец, приглашение Эла Джерро, музыканта, который для многих является олицетворением мульти-вокала, который всегда балансировал на грани поп-музыки. Но не путайте популярною музыку с попсой, я такую музыку называю «популярная музыка с человеческим лицом». Джерро приезжает со своим регулярным коллективом, и этот приезд должен стать настоящим праздником. А еще, и это важно, такие исполнители как Джерро являются своеобразным «мостиком»: люди, которые начинают слушать его, потом обязательно захотят послушать что-нибудь сложнее. То есть перейдут под знамена тех, кто не хочет идти на поводу у массовой культуры, кто предпочитает непопулярную, назовем ее так, джазовую и околоджазовую музыку. А мы, Jazz In Kiev, и наши партнеры – образовательный холдинг «Мастер-Класс» и Фонд искусств Владимира Филиппова – всегда преследовали эту цель – воспитать слушателя, способного отличить настоящую музыку от подделки.
– Сложно было договориться со всеми этими звездами, у каждого из которых свой концертный график и которые вряд ли согласятся подстраиваться под пока никому в мире неизвестный фестиваль?
– Я уже, наверное, открываю кухню фестиваля, но нам удалось разместить всех музыкантов именно так, как хотелось нам, а не промоутерам. Ведь у нас вначале был караул, еще два месяца назад у нас были очень слабые первый и третий дни, а во второй день были все звезды. 18-го октября были готовы играть Авишаи Коэн, Дэйв Холланд и Эл Джерро. Мы очень долго строили эту программу, и мне она кажется абсолютно разнообразной, абсолютно обоснованной. И каждый день имеет хедлайнера, что очень важно. Вот это что касается фестиваля.
– Организация концерта – деньги, фестиваля – большие деньги? У вашего центра, в отличие от многих других, постоянные партнеры, что задачу облегчает. Сложно ли найти спонсоров для джазовой музыки?
– А мы не ходили к спонсорам. Евгений Уткин, тогда еще президент «Квазар-Микро», нашел нас сам. Владимир Филиппов подошел на одном из концертов в «Арене» сам. Этим людям ничего не надо объяснять. И мы сейчас просто обязаны сделать фестиваль хорошо, чтобы оправдать надежды людей, которые голосуют за него, простите за банальщину, своими деньгами. Тем более что партнеры требуют от нас долговременного видения этого проекта, хотят, чтобы фестиваль стал частью культурной жизни нашей страны. По крайней мере, для той части нашего общества, которой это нужно. Уже через две три недели после фестиваля мы хотим показать всем, что мы живы, организовав очередной концерт. Несколько предложений уже есть.
– Концерты от Jazz In Kiev за какой-то год уже успели стать регулярными. И, как журналист, работающий с Вами постоянно, могу сказать, что уровень организации постоянно рос. Однако фестиваль не концерт, тут все сложнее.
– Моим партнерам повезло, мне исполнилось 50 лет. И мы организовали концерт, который стал настоящим праздником, и за который я очень благодарен своим друзьям. Этот длинный юбилейный концерт при участии огромного количества музыкантов стал как бы генеральной репетицией фестиваля. И на фестивале, к слову, будет занято гораздо меньше музыкантов. Но они будут выполнять, хотелось бы, чтобы они выполнили в рамках этого форума очень много функций.
– Речь о мастер-классах? Они отдельно и акцентировано анонсированы продюсерским центром. В чем смысл этих клиник, кому они нужны?
– У каждого фестиваля есть свои особенности. У ДОДЖа – это конкурс, у «Джаз.Коктебеля» – публичность. Нам нужно было сделать то, чтобы являлось отличительной чертой нашего фестиваля – и это мастер-классы. Одно дело посмотреть на Дэйва Холланда, Криса Поттера или Чарли Хантера на сцене, а другое, когда киевские музыканты или просто любители музыки смогут оказаться в непосредственной близости от исполнителя и задать какой-то вопрос. Посмотреть, как рождается музыка. Мы проверили, как это работает во время визита New York Samba Jazz Quartet Хендрика Меркенса. Мы сделали мастер-класс Миши Цыганова в Киевском музучилище. И Наталья Лебедева, наш известный музыкант и педагог, сказала: «Леша, я не помню мастер-классов такого уровня за последние 3 года». Значит, мы на правильном пути. Хотя идея лежит на поверхности. Не говоря уже о названии нашего партнера – образовательного холдинга «Мастер-класс».
– Мы уже говорим не о концертах, но все еще о фестивале. То есть, форум концертами не ограничивается. Что кроме мастер-классов Вы предложите джазовой публике?
– Хотелось бы, чтобы в эти три дня фестиваля, и, может быть, несколько дней до и несколько дней после, у людей, любящих джаз появилась возможность посмотреть джазовые фильмы. Мы планируем ретроспективу джазового кино с Леонидом Гольдштейном. Кроме того, приглашение на фестиваль ветеранов джазового движения позволит им почувствовать, что о них не забыли. Есть люди, которые отдали джазовому делу значительную часть своей жизни тогда, когда это была еще непаханая целина, – и о них надо помнить. Нужно, чтобы эти люди чувствовали себя востребованными. Поэтому Леня Гольдштейн покажет (мне очень приятно, что человека в солидном возрасте я могу называть Леня) не только фильмы, он покажет свою знаменитую коллекцию барабанных палочек, где есть инструменты совершенно уникальных барабанщиков. Мы покажем Ленины патефоны и граммофоны – у него есть фантастические экземпляры. А еще вместе Владимиром Борисовичем Фейертагом устроим вечер джазового юмора, я постараюсь ему помочь и думаю, это будет интересно. Не забывайте также о неформальных ночных встречах джазменов в ресторане «Пикассо».
– Ходят слухи, что концерт трио Авишаи Коэна в Киеве был записан и может выйти отдельным диском. Его презентация на фестивале, наверное, тоже в планах?
– И не только. В рамках нашего фестиваля состоятся презентации четырех дисков. Фонд Владимира Филиппова, который в рамках фестиваля отпразднует своё пятилетие, представит дебютный альбом певицы Елены Поповой. Также думаю, что мы успеем выпустить диск трио Авишаи Коэна. Виктор Овчинников уже сделал мастер, у нас уже есть все права, решаем только вопрос с правами на пьесу Come Together Леннона-МакКартни. Выйдет, наконец, мой двойной диск, там где я читаю текст книги Харуки Мураками «Джазовые портреты». Но если в книге Мураками только предложения послушать какую-то музыку, то на диске это будет сопровождаться музыкальными иллюстрациями. Хотя для меня до сих пор загадка, почему господин Мураками сам этого не сделал, имея совершенно фантастическую коллекцию винила. Ну и, кроме того, совсем скоро появится сборник «Jazz at Picasso». Тут собраны записи живых выступлений тех артистов, которые участвовали в концертах Jazz In Kiev в прошлом и этом году. Есть и Скотт Хендерсон, и All Stars Band, и Аркадий Шилклопер, и Энвер Измайлов. Всех перечислять не буду.
– Может, этот штамп, но после всего сказанного Вами напрашивается сравнение с масштабным фестивалем в швейцарском Монтрё. По крайней мере, «планов громадьё» наблюдается вполне отчетливо.
– Мы пока не Монтрё, и пока нам сложно приблизиться в столице Украины к Монтрё. В эту деревню, село по украинским масштабам, на неделю, пока там проходит джазовый фестиваль съезжается половина Европы, чтобы послушать музыкантов со всего мира. И директор этого фестиваля, Клод Нобс, каждый год получает диплом от властей за спасение бюджета города. Нам об этом думать еще рано. Тем более, я об этом не раз уже говорил, мы не хотим кратковременного праздника, мы хотим, чтобы джазовые концерты в Киеве стали обыденными. Чтобы человек спокойно открывал журнальную афишу и решал, куда ему пойти, чтоб была конкуренция. Хотя, конечно, плох тот джазовый продюсер, который не стремится стать Клодом Нобсом.
– А как с ценами на билеты? Вы рассчитываете на демократичную публику или же на людей с достатком?
– И на тех, и на других. Фестиваль же универсальный. При этом мы хотим отучить нашего слушателя от посещения концертов "на шару". Мы будем с этим бороться, и бороться жестко. Я не думаю, что эти цены на билетах, которые мы предлагаем, – неподъемные. А те, кто пишут, что они неподъемные, – наверное, не любят эту музыку. Ну не обязательно же покупать билет в первый ряд, можно купить билет на балкон за 150-200 гривен. Наша полномасштабная рекламная кампания начинается в сентябре, и если я люблю эту музыку, я сдам бутылок за полтора месяца на 250 гривен. Либо не выпью 50 бутылок пива, не выкурю 20 пачек сигарет. Но это в том случае, если я хочу попасть на концерт. В конце концов, разгрузку и погрузку вагонов никто не отменял. И я глубоко убежден, что в Украине человек, который хочет работать, всегда найдет себе работу.
– Эмблема фестиваля лаконична и иронична: Богдан Хмельницкий бьёт булавой в большой барабан? Чья это креативная идея? И не боитесь ли спекуляций вокруг этого, обвинений в оскорблении национальных чувств?
– Благодаря нашим друзьям из Белоруссии, ребятам из Apple Tea, мы познакомились с замечательным художником Володей Цеслером. Это свободный, самоироничный, хлесткий и иногда циничный художник (а я за хороший цинизм всегда завидую здоровым циникам). Мы не говорили ему, чего мы хотим. Просто объяснили, что должно быть понятно, что фестиваль происходит в Украине, а не в Алжире, и что мы способны улыбаться так, как и он. И то, что предложил Цеслер, нам понравилось безумно. Причем, никто не подкопается, – как ни разворачивай нашего Богдана, не потянет он на реальный силуэт памятника в Киеве, он совсем другой. Прозвучало, что это оскорбляет чьи-то чувства. Да бросьте вы! Телевизор включите – и ваши чувства моментально будут оскорблены другими вещами. Это страшнее, чем Богдан Хмельницкий, у которого кроме булавы в руках оказался еще и барабан, в который он собирается бить, созывая всех не концерт. Мне кажется, Богдану Хмельницкому это понравилось бы.
– Ну и немного в сторону от фестиваля. Продюсерский центр Jazz In Kiev существует год. Это достаточное время, чтобы, так сказать, отыскать себя среди прочих джазовых организаторов и найти принципы, которых Вы придерживаетесь. Нашли?
– Jazz In Kiev всегда стремился к двум вещам. Первое – это поддерживать контакты с другими организаторами и разводить концерты во времени, чтобы слушатель не рвал на голове волосы – куда пойти, если концерты проходят в один день. А такие ситуации были в Киеве. И тут я снимаю шляпу перед Аркадием Овруцким, который всегда звонит и предупреждает о своих концертах. Jazz In Kiev декларирует свое желание сотрудничать со всеми джазовыми продюсерскими центрами Украины.
И второе – сотрудничать с организаторами из других городов, чтобы артистов можно было увидеть не только в столице. Очень здорово, что проекты, которые мы привозили в Киев, удалось передать в другие города. Вот и сейчас Авишаи Коэн должен выступить в Харькове, Чарли Хантер должен выступить в Днепропетровске, New Tango Orquesta должны выступить в Одессе. Вот это и есть интеграция и мы должны об этом заботиться.
– Ну, и последнее. Вы лично как видите жизнь после фестиваля? Быть ли «продолжению банкета»?
– А вот в октябре числа 22-го мы все, причастные к продюсерскому центру Jazz In Kiev, соберемся и посмотрим. И я желаю моим друзьям, чтобы мы нашли десять пунктов, которых не должно быть на фестивале 2009-го года.