Одна мудрая поговорка гласит: один раз – случайность, второй раз – совпадение, а третий раз – традиция. Кременчугский арт-фестиваль проходит второй раз, но его уже хочется называть традиционным и искренне верится, что так оно и будет. В этом году в фестивале приняло участие значительно большее количество музыкантов, так что прогресс есть и это вселяет еще больший оптимизм. И дабы этот оптимизм не нарушить, не будем долго рассказывать какие проблемы с проведением фестиваля испытывали организаторы (читатели uajazz.com могут помнить, что его проведение планировалось еще в мае), но благодаря их стараниям фестиваль состоялся, и еще раз надеюсь, что он обязательно станет традиционным.
Несмотря на «широкий профиль» арт-фестиваля (в нем, кроме музыкантов, принимали участие степ-коллективы, художники и фотохудожники) все же можно четко выделить основную его тему – новая импровизационная музыка. Возможно, эта тема задана одним из его организаторов Сергеем Горюновичем, который весьма увлечен этим направлением.
Сам фестиваль проходил два дня – первый в здании Дома Культуры, где он собрал полторы тысячи слушателей. Второй день – в помещении отеля Онтарио, клубе Дю-Талон. В силу обстоятельств автору этих строк довелось побывать только на втором дне фестиваля, о котором и пойдет речь ниже.
Начали концертную программу хозяева фестиваля, кременчугская группа Du-Talon, исполнением джазовых стандартов. После чего последовало сольное выступление Юрия Яремчука, игравшего на нескольких саксофонах. Хотелось бы остановить внимание на слушателях, которые показали подготовленность к восприятию этой далеко не простой для понимания музыки. Очевидно, что в Кременчуге была проведена работа по внедрению импровизационной музыки в массы. Яремчук закончил свое выступление уже традиционной игрой на двух саксофонах одновременно, после чего на сцене появились Ольга Войченко и Сергей Капелюшок. Вместе с Юрием Яремчуком они исполнили авторскую композицию из нового альбома Ольги, причем по ее словам таким составом они исполнили ее впервые.
После перерыва на сцене появился кременчугский молодежный коллектив – «Огни большого города». Группа возникла совсем недавно, но музыканты выступили довольно уверенно. Особенно впечатлила игра совсем юного трубача, который, несмотря на свой возраст, играл очень хорошо.
«Огни большого города» немного «разогрели» слушателей после перерыва и на сцене появился Юрий Зморович с довольно непростой программой, сочетающий музыкальную какофонию с чтением стихов из собственной книги «MINIMALISSIMUS». Сольное выступление продолжалось недолго – через несколько минут к Зморовичу присоединился Яремчук. Несмотря на то, что такой дуэт был явно не запланирован и сформировался можно сказать спонтанно… просто нет слов. Удивительная энергетика дуэта не оставила равнодушным посетителей клуба и его выступление было отмечено бурными аплодисментами.
Гвоздем программы вечера можно назвать трио Горюнович-Яремчук-Жилин. Они показали превосходное владением материалом и максимальную сыгранность (если, конечно можно применить этот термин для импровизации). Однако, справедливости ради, надо заметить, что последний раз этот коллектив играл вместе в 2001 году на Днепропетровском джазовом фестивале. В Кременчуге они обошлись без репетиций, отыграв концерт без подготовки.
Уже почти в полночь закончилась официальная часть программы и начался джем-сешн.