Одним из логотипов фестиваля стало изображение спортсменов, плавающих вольным стилем.
Они являются символом мастерства, свободного и лёгкого передвижения в море музыки
На II-й Харьковский джазовый фестиваль не ехать просто было нельзя. Солидная концертная программа изобиловала заманчивыми именами джазистов. Безусловно, несомненным желанием было лицезреть Рона Картера – одного из последних, оставшихся в живых титанов Джаза Той Бурной Эпохи. Легенду… Харьков встретил мокрым снегом с дождём, грязью под ногами и отголосками недавнего политическо-экономического конфликта «отцов» города.
…Плакаты с изображением Рона Картера (Ron Carter), Марсьяля Соляля (Martial Solal), Джей Ди Уолтера (J.D. Walter), Хендрика Меркенса (Hendrick Meurkens) и Анатолия Герасимова на деревянном заборе, окружающим какую-то недостройку…За ней - здание Харьковской Областной Филармонии, где проходит открытие фестиваля. В фойе столики с многочисленными фужерами шампанского, смешанного с соком (видимо, для количества), обилие фестивальной атрибутики – плакаты, футболки и минифутболки, открытки, ленты, зажигалки, ручки, фески, трусы, значки маленькие и большие, сумки, чашки… В зале ряды стульев с табличками в переднем ряду: «Для администрации». Почтенную публику, музыкантов и многочисленных представителей СМИ развлекают аниматоры креатив-группы ZaJazz Fest. Атмосфера вполне непринуждённо-демократическая, фестивально-праздничная, душевно-общительная. Но в воздухе иногда проскальзывали молнии усердно-суетливого опасения организаторов – как не дать разбушеваться этому Морю Джаза.
Первая пресс-конференция проходит с представителями организаторов, спонсоров фестиваля и музыкантами: саксофонистом Джедом Леви (Jad Levy), пианистом Джоном Вулфом Бреннаном (John Wolf Brennan), басистом Мариушем Богдановичем.
Вот оно, Море…
Свистать всех наверх!
Почётная миссия заслуженно открыть концерт безоговорочно принадлежит арт-директору фестиваля – Сергею Давыдову. Человек, в котором, по словам ведущего всех концертов Алексея Когана - «оба персонажа живы – музыкант и менеджер». Большой патриот своего родного города, не покинувший его «ни за какие коврижки». Мало того, основавший джазовую кафедру, одну из трёх в Украине. И благодаря своему преподавательскому таланту воспитавший немало ныне известных джазменов. Специально к ZaJazz Fest Давыдов подготовил сольную программу. В звуках этой музыки, действительно, можно купаться! Слушаешь, - как будто смотришь фильм или читаешь книгу. Есть сюжет, а в сюжете - отнюдь не сентиментальный драматизм. Поэтому можно не просто плавать, но и занырнуть поглубже, да и заплыть подальше. Форма ближе к свободной (как само море), но композиторское начало (а как же!) присутствует несомненно (и у моря есть берега).Я бы назвал Сергея Петровича композитором-режиссёром. Прекрасно ориентирующийся в Море Джаза и способный как на одиночное плаванье, так и на работу с любым «экипажем».
После выступления Маэстро на воду спустилось лихое, манёвренное судно «Acoustic Quartet». Некогда ученики Сергея Дывыдова, музыканты показали, что вполне стали самодостаточными и уже давно не «матросы».
Взрывной Ефим Чупахин явно выдвигается в высший эшелон лучших пианистов Украины. Трубач, вовремя тормозящий «несущуюся на всех парусах яхту» от лихого крена и опасности перевернуться. Сергей Балалаев – это вёсла, паруса, топка, ядерный реактор корабля! А вот роль басиста в этом составе я, правд, не уловил. Отменное выступление, хорошая программа. Семь футов под килем, вам, ребята!
На борту следующей лодки красовалась надпись «Трио Днепропетровской Филармонии». Трое в лодке… показались мне новичками, какими-то любителями в окружении остальных именитых заявленных участников. Потому, наверно, и усилили состав Александром Бондаренко, прошедшим подготовку в белорусских «Aplle Tea» и в оркестре М. Финберга. Но и это, к прискорбию, не спасло положения. Программа вышла довольно скучной, вялой и пресной. Хоть вроде и старались, но всё как-то по-аматорски выходило. Видать, в лодке была течь.
Чьё выступление я ждал, - так это «Anno Domini». Предвкушал себя почувствовать этакой чайкой, свободно парящей над волнами или сидящим на камне, об который бьются лёгкие волны, смотреть вдаль на заходящее солнце «…долаючи час і простір».
Буквально на днях дуэт выпустил свой четвёртый альбом «Галилея» с участием многих приглашённых исполнителей на различных этнических восточных инструментах. Поэтому, наверно, и на своё выступление в рамках ZaJazz Fest пригласили дополнительных участников: Марк Токар – контрабас, Наркет Рамазанов – флейта, Анас аль Химиди – перкуссия.
И лёгкий парусник, исходивший немало морей и даже океанов, мягко говоря, отяжелел. Нет, он не пошёл ко дну, но не было той воздушной плавности, изящной грациозности в движении. Флейтист слишком уж сильно «раздувал паруса», наличие Марка Токара осталось безналичием, перкуссия игралась где-то на корме сама по себе. «Ушёл в трюм» Дима Горелик – а зря! Его-то самобытности на палубе и не хватало! Марине как командиру корабля, не хватило убедительности, но это простительно – она же женщина. Прекрасная женщина! И не говорите мне ничего о женщинах на корабле! Думаю, штурману Боре Захарову есть над чем потрудиться, чтобы выбрать правильный курс, дабы от парусов не остались одни лоскуты.
… Солнце садилось за горизонт…Шампанское и сок в бокалах закончилось… дул лёгкий ветерок, накатывались убаюкивающие волны, среди которых можно было увидеть пируэты мастеров-одиночек Сергея Давыдова и Мариуша Богдановича на «гидроциклах». Они, то сходились, то расходились…
Второй день «регаты» стартовал в другой бухте – современном Презентационно-Выставочном Центре «Радмир Экспохол». «Погода» резко ухудшилась (читай: звук в зале). Публика разделилась примерно наполовину. Одна вглядывалась сквозь пелену тумана вдаль – в Море, другая бродила по берегу, на набережной, проводя время в светских беседах, попивая кофе и коньяк. Для всей журналистской братии были отведены специальные места, из которых они могли выбираться в начале выступления каждой команды в зону съёмки на 7 минут (но не более) судорожно клацать фотоаппаратами и под контролем представителей охраны и пресс-центра перемещаться назад. Такое поведение предписывали райдеры участников фестиваля, а также нормы национального и международного законодательства в сфере защиты права интеллектуальной собственности. Вот так вот. Разнонациональные команды, разного уровня водоизмещения корабли выходили в этот день «бороздить необъятные просторы». Много достойных капитанов рулило своими судами…
John Wolf Brennan, (Ирландия-Швейцария)
Андрей Кондаков (Россия), Chris McNulty (США), Paul Bollenback (США),
«Hi-Fly» (Россия)
«Схід-Side» (Украина)
Tomasz Mucha (Польша), Guil Guimaraes (Бразилия)
Petras Vy?niauskas (Литва), Марк Токар (Украина), Klaus Kugel (Германия)
Jed Levy Quartet (США) и Сергей Давыдов (Украина)
John Wolf Brennan, (Ирландия-Швейцария) – выступал в Харькове второй раз, до этого он был в составе Паго Либре (вместе с Шилклопером).
«Схід-Side» (Украина) - специально для фестиваля приехали в оригинальном составе: Шабалтас, Дудко, Лебеденко, Александров. Заметьте: Денис Дудко, некогда один из лучших молодых контрабасистов СНГ, променявший джаз на «Океан Ельзи», вернулся, хоть и ненадолго, на круги своя!..
Тем временем в «яхтклубе» можно было непосредственно пообщаться с пианистом Андреем Кондаковым и группой «Схід-Side».
Под вечер я вспомнил про Солнце. А как Оно Там, в Тумане?
На третий день погода существенно не улучшилась. Театр действий оставался в пелене. То там, то здесь иногда проглядывались силуэты, а порой показывались и целая корма или нос корабля. Гул разговоров смешался с шелестом волн и ветер всё это кругом носил по многолюдной гавани.
Martial Solal, фортепиано соло (Франция)
Анатолий Герасимов Quartet (Россия)
Давыдов Quintet и Александр Рукомойников (Украина)
J.D. Walter Trio (США)
«New-York Samba-Jazz Quartet»: Hendrik Meurkens (США), Misha Tsiganov (США), Gustavo Amarante (Бразилия), Adriano Santos (Бразилия).
В «Яхтклубе» сегодня были – саксофонист Анатолий Герасимов, виртуоз губной гармошки Hendrick Meurkens, пианист Миша Цыганов.
…и случилось чудо!
Наверно, «New-York Samba-Jazz Quartet» своими горячими ритмами всё-таки несколько разогнали надоевшую дымку и открылась прекрасная картина. Шикарный трёхпалубный океанский лайнер застыл, словно гигантский колосс на фоне вечернего неба, освещённый заходящим большим оранжевым солнечным кругом. На каждой палубе в безукоризненном смокинге настоящие негры-джазмены (в ТЕ времена они ещё не были афроамериканцами), а на капитанском мостике – Рон Картер! Я нашёл, наконец-то, место где-то с краю, откуда сквозь образовавшийся проём в тумане был слышан даже новёхонький концертный рояль «производства всемирно известной фирмы Yamaha, отвечающий самым высоким требованиям музыкантов с мировым именем, который Харьков получил благодаря частной инициативе(из пресс-релиза фестиваля)».
Такие моменты если и не переворачивают жизнь, то трансформируют её однозначно. Столкновение с истинной, первородной культурой даёт очень многое для осознания чего-то более глубокого… И эта пресловутая внутренняя свобода!
Великих контрабасистов пересчитать по пальцам хватит двух рук. Великих Американских Картеров – хватит одной руки. Четыре из них джазмены! Ronald Levin Carter из них самый молодой (04.05.1937, Ферндейл, Мичиган), а поэтому ещё живой. И живой именно потому, что играет, а не наоборот. Соответственно играет так же естественно, как и дышит. Ведь не дышать человек не может.
Вся программа была сыграна на одном дыхании, без единой паузы. Потом два (?) выхода на бис. Не знаю, сколько времени прошло, но каждое мгновение такой музыки порой стоит не одного десятилетия.
…Вышел я из «Радмир Экспохола», посмотрел на небо, увидел звёзды. И вспомнил такую вещь – ведь человеческих существ, которые летали в Космос больше гораздо, чем тех, кто спускался на дно морское…
Насколько глубоко джазовое море? Паркер, Колтрейн, видать, тоже хотели это знать…
…Надо было спешить на вокзал. В 2:40 я был в поезде Харьков-Киев. Лёжа на второй полке, заснуть так и не смог. Всё думал – что же это всё-таки такое – Музыка!? И здорово было, если бы Дмитрий Кутовой & Co привезли в следующем году, ну, например, Сонни Роллинза или Орнетта Коулмена. Дай Бог им Всем крепкого здоровья!
Отдать швартовы…
P.S. Приеду домой, послушаю Фрэнка Заппу…