Пашинский Руслан

Саксофонист, кларнетист, клавишник, исполнитель на бансури (индийской флейте) и народных духовых инструментах, преподаватель. Родился в Киеве 3 апреля 1969 года в семье инженера-экономиста и профессионального музыканта. В их доме постоянно звучала музыка, и ребенок с младенчества был окружен звуками. Первые музыкальные впечатления, уроки игры на кларнете и саксофоне, воспитание исполнительских качеств – это заслуга отца.

Отец, Владимир Иванович Пашинский – кларнетист, саксофонист, дирижер, аранжировщик. Закончил киевскую консерваторию по классу кларнета. В течение четверти века руководил эстрадным оркестром "Станктон", вел класс кларнета в Киевском музыкальном училище, доцент кафедры инструментальной музыки Киевского Национального Университета культуры и искусств. Кавалер ордена "Знак Почета" (1986 г.). В 2002 году вышла в свет его книга "Диксиленд". В настоящее время - художественный руководитель и дирижер юношеского оркестра "Junior Big Band".

С 1976 г. Руслан учится по классу фортепиано в музыкальных школах № 7 и № 5. В старших классах общеобразовательной школы уговаривает родителей купить гитару и играет с друзьями "дворовые" песни. Много читает, особенно историческую литературу. По окончании ДМШ – полноправный участник оркестра "Станктон" как пианист и клавишник. Не поступив в Киевское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение (Пашинский-старший мечтал, чтобы сын стал дирижером), под руководством отца за полтора летних месяца осваивает кларнет, и в том же 1984-м будет принят в Киевское культурно-просветительное училище на отдел духовых инструментов. С этого момента начинается новый, "духовой", период в жизни юного музыканта.

Среди множества виниловых пластинок и записей, которые собирал и коллекционировал отец, была пьеса саксофониста Пола Дезмонда "Take Five" в авторском исполнении. "…Она настолько меня поразила, - вспоминает Руслан, - что я достал отцовский альт-саксофон, чего не делал ранее, и пока не выучил первую часть пьесы, не мог остановиться…". Так началось увлечение саксофоном, и, как следствие, – участие в одном из детских биг-бэндов на джаз-фестивале "Голосеево".

В 1987 г., окончив училище с красным дипломом, поступает в Киевский государственный институт культуры. Является аккомпаниатором институтской команды КВН. После первого курса - служба в армии, а по возвращении – совмещение учебы, исполнительства, работы и увлечения восточными единоборствами. Тренировки пришлось оставить из-за перелома руки, и, к сожалению, эта травма на несколько лет приостановит его профессиональный рост как исполнителя. Руслан начинает больше внимания уделять педагогике. Одним из его любимых институтских предметов (после специальных) была философия и в дальнейшем это отразится на взглядах и мировоззрении. 1993-й – год завершения учебы в КГИК. Если бы не единственная тройка на первом курсе – закончил бы с красным дипломом.

В студенческие годы Руслан проявил интерес и к научной деятельности. Выступал на конференциях в институте и в других городах Украины. Так, например, в 1992 году, с докладом "Питання розвитку джазу на Україні" ездил на всеукраинскую научную студенческую конференцию "Культура незалежної України: проблеми, пошуки, перспективи" в город Ровно. По окончании института поступил в аспирантуру и начал работу над диссертацией, которая должна была рассматривать проблемы, связанные с детским джазом… Его научным руководителем был Владимир Петрович Подкопаев – кандидат педагогических наук, профессор, директор Украинского центра культурных исследований, ответственный редактор научного издания "Посвіт". В этом журнале (№1, 2000 г.) напечатана статья Руслана – "До проблеми формування слухацької аудиторії (на базі досвіду роботи у Київській школі мистецтв № 2)". К сожалению, в 2002 г. В.П. Подкопаева не стало…

С 1991 г. Руслан начинает работать в Детской Школе Искусств № 2 им. М. И. Вериковского. Ведет класс кларнета-саксофона, ансамбля и создает детский джаз-бенд "Ярославів Вал". Этот коллектив трижды выступал на фестивале "Осенний джазовый марафон" (1993, 1994, 1995). Достаточно высокий (для детей) уровень исполнения джазовой музыки, многочисленные выступления – и в 1996 г. на базе джаз-бэнда открывается эстрадный отдел. Его возглавил И.И. Журомский. В этой школе Руслан работает и сегодня, и его ученики участвуют в детских и взрослых джазовых фестивалях и конкурсах ("Мелодії та ритми джазу", Вечера памяти Евгения Дергунова, Фестиваль памяти Владимира Симоненко, Детский Джазовый Фестиваль "Атлант-М" и др.). Он так же является членом секции джазовой музыки при Методическом кабинете учебных заведений Главного управления культуры и искусств.

1994–2000 гг. – период работы старшим преподавателем на кафедре эстрадно-инструментальной музыки в теперь уже Киевском национальном университете культуры и искусств. Он ведет класс кларнета-саксофона и практический курс "Эстрадно-джазовый ансамбль" на стационарном и заочном отделениях. Организовывает квартет саксофонистов. Пишет аранжировки для различных составов. Некоторые из них вошли в репертуар Киевского квартета саксофонистов под руководством Ю.Василевича. 1997 – выступление с докладом "Сторінки історії українського джазу" на XXVIII научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Определенным итогом творческой работы Руслана в Университете можно считать концерт его студентов "Шоу Саксофонов", где непосредственное участие принимал и он сам.

Педагогическая работа – только одна грань деятельности музыканта. Руслан – прежде всего исполнитель. Играя в оркестре "Станктон", солируя на сопрано и баритоне в составе студенческого биг-бэнда, открывая фестиваль "Єдність"-2004 композицией "В Українському Стилі", он чувствует себя на сцене комфортно.

В 1998 г. на "Осеннем джазовом марафоне" показала свою программу группа музыкантов – рояль, саксофон, гитара, бас-гитара и табла (индийские барабаны).

"Одним из инициаторов выступления на фестивале, – вспоминает Руслан, – был Александр Попов, замечательный бас-гитарист. И я думаю, что этот год можно считать годом рождения коллектива, в дальнейшем получившем название "The Heavenly River" ("Небесная Река")… Мы все были очень увлечены новыми идеями, а также тембрами и созвучиями, которые добавляли в нашу музыку таблы. Собственно говоря, сама идея использовать их в качестве ритмической основы не новость в музыкальном мире. Еще в 70-х годах прошлого века это начала делать, например, группа "Oregon". Но, по-видимому, на Украине мы были первыми. И таблы для нас не перкуссия, а полноценная ударная установка без "железа". А играть, используя различный тал (особая ритмическая организация), и создавать драйв – непростая задача.

В 2001-м, благодаря фирме J.R.C., увидел свет альбом "The Light". В его записи принимали участие 7 человек. Среди них был и Алексей Кабанов – музыкант-мультиинструменталист, владеющий различными украинскими, европейскими, азиатскими, индийскими инструментами. В альбоме он сыграл на сантуре (разновидность цимбал), рубабе (среднеазиатском 3-струнном инструменте) и ситаре. Сегодня в составе "The Heavenly River": Валерия Марченко – рояль, клавишные; Сергей Исаков – гитара; Сергей Пучков – табла и всевозможная перкуссия и я. В основном играю на сопрано (из всего саксофонного семейства именно эта разновидность наиболее подходит для музыки группы), бансури (индийских флейтах), народных духовых украинских инструментах, перкуссии и др. В репертуар ансамбля входят и мои авторские композиции. Наша группа является своего рода экспериментальной музыкальной лабораторией, где "сплавляются" различные жанры, в том числе и джаз, и индийская классическая музыка… Особым и важным для меня моментом является идея созидающего воздействия музыки на личность. О силе этого уникального, доказанного в наше время научно, влияния я знал давно. Но, после знакомства с мета-наукой, которая называется "Сахаджа Йога", для меня стали ясны и "разложились по полочкам" многие глобальные вопросы, как-то: "Зачем мы здесь, на Земле?" или "Что делать?"... Ведь любовь к философии я сохранил еще со студенческих лет…".

Тесное сотрудничество (с 2000 г.) в качестве саксофониста и перкуссиониста было и с рок-группой "ДНК" Николая и Ирины Пазиненко. Некоторые песни аранжировал в стиле групп "Chicago" и "Earth, Wind and Fire". Для записи этих композиций в студии, а так же для съемок в телепередаче "Решето", Руслан приглашает своих студентов из университета. В новом проекте Николая и Ирины – "Двиджа" – играет так же на сопилке, бансури и 3-октавной гармонике (где одна рука качает воздух). Звуки этого инструмента, в исполнении Руслана, можно было услышать и на "Kyiv fashion week - 2006" во время демонстрации коллекции Лилии Пустовит. Участвовал в совместных проектах с Алексеем Кабановым, с Марией Хмелёвой и Кириллом Бородиным из группы "Гурт Йо-Гурт"

Одна из последних (на 2006 г.) записей осуществлена на "Kofein Studio" для альбома "Shopping Hour (The worldest music)", где Руслан играет на тэлынке – украинском народном инструменте. Концепция альбома принадлежит композитору и аранжировщику Тане "Ша" Шамшетдиновой, а композиция так и называется "Telynka_Continental".

Говоря о музыкантах, оказавших на него влияние, Руслан замечает: "…Этот список очень большой и все имена все равно не перечислить. Назову только одно – Ян Гарбарек (Jan Garbarek). Когда-то, еще будучи студентом, познакомился с Александром Нестеровым… В то время он, как слушатель музыки, переходил на "CD". Так вот, я выкупил большую часть его бобинной коллекции. И у меня был период, когда кроме музыки фирмы ECM, или, например, Сесила Тейлора (Cecil Taylor), я ничего не слушал. Моим любимым джазовым композитором в то время был Энтони Брекстон (Anthony Braxton). А Гарбарека считаю одним из своих заочных учителей… В последние годы много слушаю народную музыку и раги (одну из форм индийской классической музыки). Представьте себе, одна рага может звучать 30-40 минут, а у музыканта только один-два лада (6-8 нот) и всё играется только на одной тонике. Какая для этого должна быть фантазия!.."