Известная в Европе пианистка Елена Ласько побывала в родном городе после длительного перерыва. В 80-х ее имя часто-часто встречалось на афишах и в программах гастрольных турне Московской филармонии; на Центральном телевидении большим успехом пользовалась авторская программа "Ваш выход, артист". В 90-х Елена обосновалась в Норвегии и стала постоянным участником многочисленных джазовых фестивалей и академических концертов в городах Европы и США. В последние годы живет в Испании, выступает на самых престижных сценах.Елена Ласько стала первой женщиной, которая исполнила сольную программу в крупнейшем джазовом клубе Мадрида "Кафе Сентраль". Во Дворце музыки "Палао" в Альтее ее сольный концерт "От барокко до джаз-рока" прошел после выступления оркестра Мстислава Ростроповича.
Исколесив с гастролями почти полмира, Елена захотела сама посмотреть и двум сыновьям показать город детства, город, о котором с восхищением говорит весь мир.
— В Одессу меня тянуло необъяснимое чувство, — говорит Елена. — В последний раз я здесь была 18 лет назад, а вообще-то семья переехала, когда мне было чуть больше трех лет, сначала в Донецк, потом в Москву, где прошло детство и учеба в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, музыкальном училище и институте им. Гнесиных. Но несмотря на это я в детстве утверждала: "По национальности я — одесситка!".
— Как ты воспринимаешь Одессу сегодня?
— Впечатлений много. Я вижу красивый и гордый европейский город со своим творческим духом, интересными людьми, с которыми удалось поближе познакомиться. Мне хотелось бы иметь здесь свое жилье, чтобы свободно приезжать и выступать на одесской концертной сцене — уже мечтаю о сцене филармонии, потому что в Одессе есть ценители музыки, импровизации, творчества.
— Твои программы всегда отличаются разнообразием стилей и включают элементы русской, испанской, норвежской музыки. Как тебе удается соединять все это еще и с американским джазом?
— Увлечение джазом пришло после большого периода импровизирования, в детстве я сама садилась за рояль и что-то играла. А по-настоящему увлечение джазовым ритмом и гармонией пришло уже в школе, лет в пятнадцать, причем первым меня привлек стиль Чика Кориа, его особый испанский колорит. Это было мне очень близко, т. к. я тогда увлекалась цыганской музыкой и испанскими танцами, даже получила прозвище "Ленка-фламенко". Потом много слушала Эрролла Гарнера и, конечно, Оскара Питерсона, увлеклась историей джаза.
— Это как-то вписывалось в школьную программу или были конфликты?
— Были, конечно, еще какие!.. Я очень любила импровизировать на фортепиано между уроками – тем более, что никто в классе этого не умел. Однажды зашел преподаватель и строго сказал: "Этого безобразия больше не будет!". Пришлось с болью принять запрет. Видимо, для преподавателя свежо было в памяти известное выражение о тех, кто играет джаз. К тому же на уроках по специальности Тамара Александровна Бобович хоть и проявляла смелость (!), давая мне играть прелюдию Гершвина, к моим увлечениям относилась очень ревностно, видела мое будущее только в академической музыке. Думаю, что именно широкий музыкальный кругозор и импровизация позволили позднее много концертировать с разными программами и партнерами, писать песни и вообще нащупать свой исполнительский стиль.
— Тогда уже джаз не называли "безобразием"?
— Нет, конечно. Меня уже окружали другие музыканты, я ведь "Гнесинку" закончила по специальности эстрадно-джазового фортепиано на кафедре у Игоря Бриля и легко вписывалась в мужские составы. Правда, однажды известный гитарист на освободившееся место в своем ансамбле не взял даже на прослушивание, узнав, что я женщина. И в то же время выдающийся американский джазовый музыкант и продюсер Квинси Джонс после короткого выступления назвал меня "одним из наиболее интересных и талантливых молодых советских джазовых музыкантов" и предложил интересный проект в США. Это было в конце 80-х и по понятным причинам мне отказали в визе. Очень сожалею, что не смогла воспользоваться его приглашением.
— Но все же карьера за рубежом состоялась!..
— Да, помог случай и вера в свои силы. На гастролях в Финляндии мне предложили выгодный контракт. Я долго не раздумывала, поскольку с детства привыкла к серьезным нагрузкам, бытовым проблемам (за спиной школьный интернат с комнатой на тринадцать человек), стрессам на гастролях, ответственности за самостоятельно принятые решения. В 1990-м обосновалась в Норвегии, в Осло появилась семья.
— Доводилось ли переживать неприятные моменты?
— Бывало по-всякому. Я много выступала, стала известной в стране; критики, музыканты, слушатели относились ко мне очень благожелательно. И вдруг меня подозревают в шпионаже как агента КГБ?! Моя персона вызвала подозрения у полиции небольшого городка на севере Норвегии Хаугесунд, где я была гостем кинофестиваля и выручила группу российских кинематографистов как переводчица. Русская пианистка с паспортом Королевства Норвегии, говорящая по-английски, приглашена как гость? Только после длительной беседы в полиции я попала на кинофестиваль, правда, пришлось поволноваться.
— А бывали курьезы?
— И даже очень смешные. Во время моих гастролей по России приходилось играть по три-четыре концерта в день в разных городах. Однажды приезжаю прямо к началу, выхожу на сцену, открываю крышку рояля, а там… ни одной клавиши на клавиатуре нет! Я в изумлении, публика хохочет. Концерт, разумеется не состоялся, но гонорар мне полностью выплатили, и я уехала. В Норвегии был другой курьез. На гастролях в небольшом городе почему-то задерживалось начало концерта. Я спросила конферансье: "Почему вы не начинаете, я уже готова". Он ответил: "Не мешайте. Мы ждем Е. Ласько, он еще не приехал". Тогда я представилась, но вызвала недоумение и недоверие. Видимо, потому что в афише была заявлена сложная классическая программа и джазовые импровизации, с которыми, по мнению конферансье, мог справиться только мужчина.
В Норвегии Елену Ласько называют "бриллиантом норвежской музыкальной культуры", "одной из лучших артисток и пианисток, не имеющей себе равных", в Испании — "миниатюрным музыкантом большого формата с удивительной выразительностью и легкостью исполнения в самых разных жанрах" и т. д. Остается надеяться, что и Одесса оценит необыкновенный талант Елены Ласько.
А пока на радио "Мелодия" в джазовых программах заучит подаренный Еленой диск "Воображаемому другу" — сольный проект, записанный в США в 2000 году. Наметился взаимный творческий интерес генерального продюсера одесского Джаз-карнавала Михаила Фрейдлина и испанской пианистки с одесскими темпераментом. Женщины, которая довольна сегодняшним днем, но живет в ожидании чуда — новых сильных эмоций, интересных встреч и общения с новыми друзьями.
На заметку: Купить недорого автозапчасти Балашиха вы всегда сможете в компании aaaservise.ru. Рекомендуем вам к сотрудничеству данную компанию!