Один шаг до медитации: Олег Киреев

Oleg Kireyev

Олег Киреев

"Ну и как тебе?" – спросил я свою знакомую, с которой пришел на концерт Олега Киреева и "Экзотик-бэнд", после первого отделения. "Ничего так, – ответила она, – Похоже на рахат-лукум..."

Зал в этот вечер был не то, чтобы полон под завязку, однако свободных мест не было. В "44" царила спокойная, расслабленная атмосфера, созданная только что умолкшей музыкой, только-только отзвучали аплодисменты, и, похоже, никто не собирался уходить. Вокруг менеджера группы, Анны Панковой, образовалась небольшая очередь из желающих купить диски Киреева, в первую очередь альбом "Мандала" (2004), из которого в основном и состояла программа первого отделения.

Композиции из "Мандалы" – это действительно нечто такое, чему так, с ходу, и не дашь определение. Этой музыке не осмелишься нацепить ярлык, - скажем, "этно-джаз" или "world music". Сами музыканты называют ее музыкой состояний. Здесь местами отсутствует то, что принято называть событийностью: яркие запоминающиеся мелодии, открытая виртуозность, смена темпов и ритмических рисунков. Когда она звучит, то время растягивается, как резина, создается несколько напряженная, вибрирующая атмосфера, обволакивающая слушателя, будто мягкое одеяло, а звуки саксофона и горлового пения Олега Киреева то тут, то там наносят легкие размытые штрихи. Один шаг до медитации... Однако на смену этой неопределяемой пульсации вдруг приходит простая и красивая восточная мелодия с четким ритмом, на фоне которого начинаются плестись все новые и новые импровизации. Помню, когда музыканты начали играть, а саксофон еще не зазвучал, как-то сразу возникла ассоциация с некоторыми композициями "Pink Floyd" - с протяжными, создающими особую атмосферу, партиями клавишных...

По ходу исполнения Олег Киреев успевал заигрывать с залом. "Давайте сейчас все вместе споем", – говорит он и затягивает посредством техники горлового пения какую-то невообразимую по тембру ноту. Кто-то пытается ему подражать, но потом начинает смеяться и прекращает. Олег же не унимается и исполняет неожиданно быструю вокальную импровизацию, которая напоминает татарские вокальные штучки - наподобие тех, что так любит вставлять в свои композиции Энвер Измайлов.

В "Экзотик-бэнде" играют давние соратники Олега Киреева: ударник Ильдар Нафигов (Татарстан), на гитаре Валерий Панфилов (Молдова), за клавишами Валерий Беликов (Украина) и на басу Виктор Матюхин (Украина). Отсутствовал, правда, еще один постоянный участник этого интернационального коллектива перкуссионист Нджага Самбе (Njaga Sambe) из Сенегала. Сам же Киреев играет на саксофонах, клавишных и перкуссии.

Олег Киреев – разноплановый музыкант. В 80-х он, проживая тогда еще в Уфе, вместе с ансамблем "Орлан" одним из первых начал играть музыку, в которой сплетался джаз и этника (а именно, башкирский фольклор). Позже, в 90-х, он сознательно ушел в мейнстрим, стал известен в Европе, а его альбомы "Романтик" (1994) и "Song for Sonny" (1998) получили всеобщую высокую оценку. К концу 90-х он начал играть поп-джаз: за альбом "Love Letters" (2000) Киреев получил в музыкальных кругах титул "Русского Кенни Джи". И вот в последние несколько лет Олег вернулся к тому, с чего начинал: его альбомы "Tea Art" (2003) и "Mandala" (2004) объединяют в себе восток и джаз.

Я, однако, поймал себя на мысли, что, наверное, тесный подвальчик "44" не совсем то место для музыки "Экзотик-Бэнда". Я думаю, она гораздо лучше бы воспринималась в просторном зале с хорошей акустикой и удачно подобранным светом. Такой музыке, определенно, нужно больше пространства и свободы.

Однако вернемся к концерту. Второе отделение было совсем другим. Оно походило на беглую демонстрацию всего творчества Олега Киреева и его команды. Сначала были сыграны теплая и энергичная "Jazz Africa" из последнего альбома "Galaxy" (2006), а затем спокойная и мягкая "Love" из "Love Letters". А затем настало время классики. Начали с еще так недавно звучавшей в стенах дворца "Украина" "Falling Grace" Чика Кориа (Chick Corea). Музыканты сыграли его в составе трио Нафигов-Беликов-Матюхин. Затем прозвучал "Chamelеon" Хэрби Хэнкока (Herbie Hancock). Меня несколько расстроило то, что я не услышал в исполнении этой вещи музыкантами, той самой простенькой, так цепляющей в хэнкоковском оригинале, гитарной партии. То ли звук гитары был слишком тихий, то ли музыканты ее сознательно исключили, дав при этом больше свободы клавишам. В остальном же композиция прозвучала на "ура", мощно и красочно. Музыканты хорошо солировали. Особенно запомнились басист Виктор Матюхин, который играл, демонстрируя различные техники с легкостью и изобретательностью профессионала, а также Ильдар Нафигов, который, поджав губы и сщурив глаза, выдавал интересные нарастающие энергичные соло. Под конец, помню, он так завелся, что одна из палочек от удара по малому барабану отлетела в сторону.

Ну а завершили выступление Караваном (Caravan) в варианте, записанном на диске Киреева "Galaxy". Эту неувядающую, и без того наполненную восточным звучанием, композицию Тизоля-Эллингтона-Миллза (Juan Tizol/Duke Ellington/Irving Mills) Олег Киреев и "Экзотик-бэнд" сделали еще восточнее. Видимо в этом деле они действительно большие мастера...

Конечно, как заметил и сам Олег Киреев, для одного выступления слишком мало времени, чтобы в полной мере продемонстрировать все разнообразие музыки, которую играет "Экзотик-бэнд". Однако время концерта – штука жестокая и имеет нехорошее свойство подходить к концу. Из мягкой теплой восточной ауры, наполнившей в тот вечер клуб "44", приходилось выныривать в холодные будни киевской осени, унеся собой парочку дисков с музыкой этого интересного коллектива. Спасибо им за музыку, и будем ждать нового их появления в нашем городе.