Губная арфа Альберта Максимова

Презентация альбома Альберта Максимова

Презентация альбома Альберта Максимова

Фото: Андрей Рахнин. 11 декабря 2006 года произошло событие, которое многие, пожалуй, сочтут ерундой и мелочью в потоке всего того, что происходит в Киеве каждый день, однако для ряда людей, это событие стало, возможно, важнейшим в этом году. Речь идет о презентации первого украинского альбома с участием губной гармоники "Not Only Jazz", записанного Альбертом Максимовым и его друзьями. Вообще, выпуск любого джазового либо околоджазового диска в Украине можно считать своего рода подвигом, благо, в последний год таких подвигов совершается все больше и, хочется верить, что это тенденция, а не случайность. Диск же Альберта Максимова интересен еще и тем, что доминирует в нем далеко не самый популярный у нас музыкальный инструмент.

Судите сами, хотя губная гармоника – инструмент довольно простой (по крайней мере, чтобы научиться извлекать из диатонической губной гармоники вполне удовлетворительную музыку, не требуется много времени обучения). Использует ее в своих выступлениях в Киеве меньше десятка клубных групп - в основном блюзовых и рок-н-ролльных, - а в украинских поп- и рок-коллективах ее вообще не встретишь. Тем не менее, несмотря на свою скромную популярность, губная гармоника уже имеет сформированный круг почитателей в нашей стране. Своего рода ядром этого круга является Киевский Клуб Любителей Губной Гармоники, время существования которого стоит отсчитывать с 22 января 2005 года, когда больше десятка харперов из Киева и других городов устроили настоящее Harp-show в клубе "Джепсен-блюз". Затем последовал ряд семинаров и мастер-классов, целью которых было популяризировать этот инструмент. Нынче же участники клуба, от простых любителей до известных клубных музыкантов, с относительной регулярностью собираются пообщаться, поделиться новостями, посоветоваться, поиграть под фонограммы или, если заглянут еще музыканты, под живой аккомпанемент, и поднять себе настроение в простой теплой атмосфере в духе домашних посиделок с друзьями, среди которых и верная подруга – губная гармоника.

Губная гармоника (даже хроматическая) ассоциируется, прежде всего, с блюзом. Такие исполнители, как Тутс Тилеманс (Toots Thielemans) и Ларри Адлер (Larry Adler), являются скорее исключениями среди впечатляющей массы звездных музыкантов, играющих блюз. От архаики Миссисипи до современного блюза Западного побережья (West Coast Blues) и блюз рока, от Сонни Бой Уильямсона I (Sonny Boy Williamson I aka John Lee Williamson) и Сонни Терри (Sonny Terry aka Saunders Terrell) до Вильяма Кларка (William Clarke) и Чарли Масселвайта (Charlie Musselwhite). В Украине, в общем-то, тоже на гармонике исполняют, прежде всего, блюз, кантри и рок-н-ролл, и логично было бы ожидать, что первый украинский CD с губной гармоникой будет включать музыку этих стилей. Но не тут-то было. Альберт Максимов принадлежит к тем самым исключениям, исключениям среди украинских харперов. Его диск содержит лишь пару намеков на блюз, всему, или практически всему, остальному в нем скорее подходит ярлык "джаз". Однако, настало время уступить место словам Дмитрия Савицкого, который написал рецензию к диску Альберта Максимова:

Чем может заболеть врач-эпидемиолог? В принципе, болеть ему не положено, по крайней мере, самому ему известными болезнями. Но он может схитрить и раз и навсегда заболеть чем-нибудь неизлечимым. Страстью к джазу, например. В случае бывшего врача-эпидемиолога Альберта Максимова, поражение тотальное! Диагноз: jazz forever! Метод выживания – игра на губной гармонике.

Бабушка его была ученицей Густава Нейгауза, мать – преподавательницей в музыкальной школе. В возрасте первых усов Альберт Максимов "забредил", как он сам признается, гитарой. В 1979 году А.М. создал одну из первых на территории Союза Нерушимых рок-группу "Мастер". Музыку и тексты писал он, вестимо, сочинял сам. Киевские власти применили к нему здоровый подход: для охлаждения любви к порочным ритмам забрили в армию. Не помогло.

После дембеля А.М. закончил киевский медицинский, вооружился знанием борьбы с холерой и чумой, но белый халат вскоре забросил в кладовку, а сам отправился в колесить по недалеким Турциям, Болгариям и Израилю. Путешествовал он не один, а с подругой, при том подругой вечной – губной гармоникой. Страсть к подруге не помешала ему поделиться со всеми желающими опытом овладения ею, то есть извлеканию звуков.

Здесь нужно отметить, что губная гармоника, ровесница саксофона, была первым карманным плеером человечества, с той лишь разницей, что требовала от владельца не пассивного подхода, а активного – игры. Если в младенчестве гармонику видели скорее в руках розовощекого сына бюргера, то вскоре она стала бродячим инструментом, par excellence, иммигрантов. И если немецкие, итальянские, польские, ирландские иммигранты конца 19 и начала 20 века выдавливали, вытягивали из нее мелодии покинутых стран, грядущий американский синтез был неизбежен. Сумма воспоминаний могла реализоваться лишь в том, что стало называться национальной американской музыкой – джазом.

Американцы называли гармонику mouth organ, что звучит двусмысленно – и оргАн рта, и орган… Оба значения верны. Есть еще один термин – "арфа рта" - mouth harp. Губная гармоника в джазе была прежде всего блюзовым инструментом, отсюда ее третье название – "арфа блюза" - blues harp. Среди самых знаменитых мэтров блюзовой гармоники: Сони Бой Уилльямсон, Биг Уолтер Хортон, Литтл Уолтер, Сонни Терри и, конечно, Шугар Блю. Однако среди современных джазовых мастеров губной гармоники никто, наверное, не пошел так далеко в своем искусстве игры, как Гитарист Тутс Тилеманс. Стоит вспомнить также Ларри Адлера, игравшего с Джанго Рейнхардом, и саксофониста Эдди Шу, входившего в 50х годах в состав оркестра Джина Крупа, Эдди Шу, который менял свой сакс, вытаскивая из кармана свою "бэйби блюз" губную гармонику…

Записанный с друзьями Альбертом Максимовым диск "Not Only Jazz", прежде всего наполняет благодарные уши вибрирующим фанатизмом человека, раз и на всегда заболевшего музыкой, и джазом в частности. Об этом стоит помнить. Вряд ли стоит комментировать сам диск. С ним все просто, его нужно слушать! А если вдруг ваш организм вдруг откликнется ритмическим содроганием или неожиданной пульсацией, значит врач-эпидемиолог, удачно заразил и вас этой чудесной и неизлечимой болезнью – джазом.

Дмитрий Савицкий, Париж
Радио "Свобода", "49 минут джаза"

Все же, несмотря на рекомендации легендарного радиоведущего, пожалуй, позволю себе вставить кратенький комментарий. Помимо таких джазовых стандартов как "Autumn Leaves" (Joseph Kosma) и "Blue Moon" (Richard Rodgers, Lorenz Hart,) здесь звучит и близкая по исполнению к классической музыке, авторская "Due Miniatur F?r Mundharmonika №1", а также "Underground Tango" Горана Бреговича (Goran Bregovic). Совсем особняком стоят пьесы "Lullaby For Cicadas" - в которой гармоника служит инструментом не сколько для извлечения нот, сколько для имитации звуков природы, - и "Desert", где Альберт Максимов играет на диатонической губной гармонике. Эта композиция даже скорее арт-роковая. Такие разные по стилистике пьесы объединяет непередаваемая деликатность звучания инструмента. Губная гармоника, безусловно, играет первую скрипку (если здесь уместна подобная метафора), она полноправно царит, и ее мощь, ее превосходство проявляется не в виртуозных партиях, а в безграничной выразительности. После прослушивания, когда звучит итоговая пьеса "The Epilogue", где автор иронизирует сам над собой (блюзовая мелодия сопровождается детским выкриками "Stop!", "Come away!", мол: "парень, сыграл и хватит, убирайся"), остается ощущение того, какие большие возможности таит в себе этот невзрачный, на первый взгляд, инструмент, и как незаслуженно мало он еще сказал в современной музыке...

Сама презентация проходила в небольшом подвальчике, служащим, по видимому, репетиционной базой для начинающих рок-музыкантов, и по совместительству – частым местом сбора харперов. На стенах висят вырезки из журналов и плакаты с изображением участников групп "Metallica", "AC/DC", "Ария", несколько гротескно напротив них на стене смотрятся черно-белые отпечатанные на принтере фото любимцев-харперов Чарли Масселвайта, Говарда Леви (Howard Levy), Литтл Уолтера (Little Walter aka Marion Walter Jacobs)... Пришло несколько клубных музыкантов, таких как Юрий "Хобо‘Т’" Галинин и Сергей Самойлов; кроме них было несколько гостей, приехавших из Харькова и Днепропетровска.

Небольшое вступление, прослушивание диска под пиво, комментарии, поздравления, обсуждение и опробование в действии различных гармоник немецкой фирмы "Seydel", которая кстати выступила главным спонсором записи диска, конечно же подпись самих дисков на память… Все заканчивается импровизированным сумбурным концертиком, львиную долю которого составило обыгрывание блюзов, а, пожалуй, самым ярким номером стало исполнение "Autumn Leaves" Александром Савельевым и Альбертом Максимовым на двух хроматических гармониках...

Закончу же я на минорной ноте. Дело в том, что на днях Альберт Максимов эмигрирует из Украины, он уезжает на работу в ту самую фирму "Seydel". С одной стороны это, конечно, даст ему возможность развиваться дальше как музыканту, но с другой стороны лишит нас возможности слышать его у нас на Родине. Вместе с ним, к слову сказать, уезжает и львиная доля тиража выпущенного диска. Вот такой вот парадокс, который, к сожалению, становится привычным для Украины: когда наших музыкантов гораздо больше ценят и уважают за рубежом, чем на Родине. Есть над чем задуматься…