Путешествие в импровизацию. Jazz By Five

"Импровизация – это как …" - недоговорил Олег Шведов, солист группы "Jazz by five", когда мы беседовали с ним о джазовой музыке. Но мне не составило труда догадаться, что именно он имел в виду, тем более что, слушая коллектив на концерте в арт-кафе "Агата", что по улице Революции, 11, я вдруг подумала о том же поразительно точном сравнении.

Группа "Jazz by five" - один из самых известных и профессиональных харьковских коллективов, играющих джаз. Впрочем, цифра пять, которая присутствует в названии группы (дословно оно переводится с английского, как "Джаз впятером"), является не постоянной, а скорее переменной. Когда ребята только начинали играть, их было четверо и группа, соответственно, называлась "Jazz by four".

Рабочей площадкой в те далекие годы были ступеньки оперного театра и просто улицы города. Постоянные репетиции в коллективе были лучше всякой школы – ребята учились слушать, понимать друг друга и играть по-настоящему вместе. Как вспоминает Олег, самым сложным было тогда собрать постоянный состав, так как у всех были какие-то свои, безусловно, важные, но с точки зрения будущего группы, второстепенные дела. Поэтому кое-кто просто уходил, кем-то приходилось жертвовать. Сегодня состав группы стал постоянным, более того расширился до пяти. И похоже, это еще не конец – на концерте в "Агате" "Jazz by five" вобрал в себя еще одного саксофониста и условно превратился в "Jazz by six". "А так интереснее" - сказал мне в перерыве Денис Мороз (гитара) и с ним сложно было не согласиться…

Импровизационная эстафета, как всегда бывает на таких джазовых концертах, словно трубка мира переходила по кругу – от одного музыканта к другому. Иногда возникали импровизационные дуэты, при чем зачастую это получалось совершенно спонтанно. В "Jazz by five" не импровизировал разве что бас-гитарист (Александр Найда), значение которого для группы, тем не менее, сложно переоценить.

Charlie Parker. Confirmation. Знакомое проведение темы, а затем полнейшая трансформация композиции до неузнаваемости. При чем не только мелодии, но и ритма. Единственное, что еще делает Confirmation похожей на Confirmation, это гармоническая последовательность. Олег Шведов и Артем Васильченко (тенор-саксофоны) начинают импровизировать первыми. Манера игры у них разная. Возможно, сказывается то, что у Олега опыта все-таки больше, чем у Артема - он не разлучен со своим инструментом уже в течение 18 лет. Плавные, насыщенные проходящими нотами мелодии, которые то легко взмывают вверх до самого потолка и обрываются на пронзительном крике, то опускаются вниз, успокаивая и баюкая мягким тембром. У Артема же больше скачков и углов, мелодика более острая и напряженная, но от этого не менее интересная и завораживающая. Саксофонисты как будто соревнуются между собой в мастерстве импровизации, сменяя друг друга на месте солиста, и это добавляет в перфоманс еще больше драйва и задора.

Показав на что способны, саксофонисты отдают эстафету клавишнику – Юрию Абрамову. Он кажется самым невозмутимым в группе и принимает вызов как будто бы неохотно. Но вот его пальцы с удвоенной скоростью забегали по белым и черным дорожкам, и стало понятно, что душа его импровизации в руках. Вот они нашли нужный ритм, нужное сочетание нот и продолжают разрабатывать находку, пытаясь понять, а что же из нее еще может получиться. В такие моменты становится жаль, что черно-белые дорожки – это всего лишь Electro 2, а не синтезатор фирмы Korg или Kurzweil.

Импровизацию Юры подхватывает Сергей Балалаев (ударные) и вот они уже вместе творят новую жизнь в музыке (справедливости ради нужно сказать, что в "Jazz by five" на ударных обычно играет Дмитрий Замышляев). Быстрее, медленнее – ударник играет с размерами и темпом, как котенок с мышкой.

Кажется, они использует для игры все, что есть под руками, все мыслимые и немыслимые способы извлечения звуков – бьет не только по пластику барабанов, но и по корпусам, и по ободку. И если попросить его после концерта повторить то бесчисленное разнообразие ритмов, которое он находил в течение концерта, то не исключено, что он и не сможет. Сергей заряжает своей энергетикой, своим задором, своей любовью к музыке. А вот Денис Мороз (гитара) в импровизациях более спокоен и из-за этого его пассажи кажутся менее яркими и более академичными. Не хватает внутренней свободы и огонька в глазах, хотя в техническом отношении придраться не к чему.

Кажется, возврата к теме не будет. Но вот, продемонстрировав зрителям свое умение оставаться на сцене в одиночестве, музыканты вновь объединяются в последнем проведении темы. Теперь уже саксофонисты не соревнуются, а дополняют и продолжают друг друга. Соперничество благополучно разрешилось и, как всегда, победила дружба. Они играют уже знакомый зрителям пассаж, и путешествие в импровизацию заканчивается там же, где и начиналось.

"Jazz by five" однозначно переросли Харьков. Им тесно в стенах Агаты, хотя и уютно. По наблюдениям Олега, на каждом их концерте зрительный состав обновляется примерно на 70%, а это говорит о том, что популярность группы в Харькове неизменно растет. В ближайшее время ребята хотят поехать поиграть за границей (вот опять придавила наша сегодняшняя реальность) и, заработав денежек, записать свой первый (!) диск. 1 диск за 10 лет – это, конечно, очень мало. Но с другой стороны, если сейчас при всех сложностях и трудностях ребята не бросают свое дело, значит, их верность джазу сохранится и они не разбегутся кто куда при первой же возможности, как это в какой-то момент случилось с первым составом "Схід Сайд" - одногодками "Jazz by five".

Сказать о "Jazz by five", что они играют слаженно - значит не сказать ничего. Намного адекватнее можно оценить их мастерство, описав реакцию зрительного зала, в котором нет безучастных и грустящих. Музыка "Jazz by five" приоткрывает двери в другую реальность, дает возможность совершить уникальное путешествие в радость, которая написана на всех без исключения лицах слушателей. В этом смысле искусство импровизации можно сравнить с метафизикой Гегеля, а если говорить попросту - с... интимными отношениями (думаю, вы уже догадались, какое именно слово имел в виду Олег в нашем разговоре), благодаря которым двое влюбленных познают истинное счастье единения.