Вместо эпиграфа: Вопрос из зала: "Существует понятие свинга. Не могли бы вы продемонстрировать игру со свингом и без свинга?" Омар Хаким: "Нет, не могу. Только со свингом!.."
Похоже, привозить известных барабанщиков в Украину становится хорошей традицией. Только в этом году у нас успели побывать Ким Плэйнфилд (Kim Plainfield), Вальфредо Рейес (Walfredo Reyes jr.), Билли Кобэм (Billy Cobham). И вот теперь - Омар Хаким (Omar Hakim).Его приезд, как и в случае Вальфредо Рейеса, организовала компания "Eurhythmics", один из ведущих дистрибьюторов музыкальных инструментов и технологий в Украине. Если приезд Вальфредо Райса был связан с представлением акустических ударных инструментов Mapex, то Омар Хаким представлял продукт электронных технологий фирмы Roland – виртуальные барабаны "V-drums".
Итак, что мы знаем об Омаре Хакиме. Он из музыкальной семьи, отец, Хасан Хаким, играл на тромбоне у Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Каунта Бэйси (Count Basie). Омар начал карьеру барабанщика с 10 лет; закончил New York School of Music and Art. В 1980 году он начинает работу в оркестре Карли Саймон (Carly Simon), и с этого момента начинается взлет его профессиональной карьеры.
С 1982 года он становится барабанщиком легендарной группы "Weather Report", придя на смену Питеру Эрскину (Peter Erskine). Он участвует в записи классических альбомов группы "Procession", "Domino Theory", "This Is This", "Sporting Life". В это же время он успевает поиграть у Стинга (Sting) на альбоме "Dream of the Blue Turtles". Однако широкую известность в мире шоу-бизнеса ему приносит участие в записи альбома Дэвида Боуи (David Bowie) "Let’s Dance", после выхода которого, он, как говорится, проснулся знаменитостью. К слову сказать, с участия в этом же альбоме началась карьера еще одного легендарного музыканта, в те времена ходившего в молодых и перспективных - гитариста Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughan), на все времена ставшим настоящим идолом для всех любителей блюз-рока. Впрочем, это уже другая история.
С середины 80-х Омар Хаким – уже признанный профи в мире рок-, поп- и джазовой музыки. В списке тех, с кем он работал, - "Dire Straits", Майлз Дэйвис (Miles Devis), "Chic", Дэйвид Сэнборн (David Sanborn), Рой Эйерс (Roy Ayers), Майкл Брекер (Michael Brecker), Джордж Бэнсон (George Benson), Джо Сэмпл (Joe Sample), Джон Скофилд (John Scofield), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), не говоря уже о Мадонне (Madonna), Мерайе Кэри (Mariah Carey), Селин Дион (Celine Dion)... Этот список можно продолжать до бесконечности. Он, как и его ровесник и приятель Маркус Миллер (Marcus Miller), - из той когорты музыкантов-универсалов, которые комфортно себя чувствуют в компании совершенно различных по стилистике артистов. Он постоянно следит за новыми тенденциями в мире музыки и музыкальных технологий и с энтузиазмом включает все новое в свой арсенал. Омар Хаким одним из первых освоил ритм-машину Линна (Linn), став, таким образом, не только барабанщиком, но и программистом. Теперь же он с удовольствием раскрывает для себя возможности виртуальных барабанов.
И вот, наконец-то, он в Киеве. В компании еще одного профи Скотта Тиббса (Scott Tibbs), известного в основном по работам с исполнителями поп-, хип-хоп- и r-n-b музыки, а также участием в создании саунд-треков к ряду известных фильмов ("Star Wars", "Jurassic Park", "Planet of the Appes"), театральным постановкам, телевизионным проектам. Его работы также включают концертную симфоническую музыку (в частности, Скотт Тиббс дирижировал некоторыми оркестрами, включая симфонический оркестр Атланты); он играл с такими известными музыкантами, как Диззи Гиллеспи (Dizzie Gillespie), Билл Кросби (Bill Cosby) и многими другими.
В Киев эта парочка заехала всего на один день в рамках довольно напряженного Roland Technology Tour 2006 – уже на следующий день у них было назначено выступление в Дрездене. Но это все присказка, не сказка. Сказка будет впереди.
13:00. Константиновская, 10. Магазин музыкальных инструментов "Тик-так". Автограф-сессия. Перед входом уже собралась разношерстная группка людей, - в основном молодежь, желающих получить плакатик с подписью гостей. А гости порядком опаздывают. Внутрь пока не пускают. На улице прохладно. Люди из разных городов. Ненадолго запускают внутрь, однако маленькое помещение не в состоянии вместить всех желающих. Тесно. На почетном видном постаменте стоит установка V-drums TD-20 во всей своей красе. Всех просят снова выйти на улицу. Напряжение растет: уже 13.30... И вот, перед магазином останавливается черное авто. Омар Хаким с широкой улыбкой во всю физиономию выныривает из салона. Как-то контрастно на нем, темнокожем, смотрится теплая шапка, да и вообще теплая одежда. Вместе с Тиббсом они на минуту останавливаются, улыбаясь, чтобы все успели их пощелкать. Затем отправляются внутрь: автограф-сессия началась. На подпись подносят не только плакаты (их можно взять тут же, в магазине), но и элементы ударной установки. Музыканты сидят за небольшим столиком, как два антипода: бледный, невысокого роста, полноватый длинноволосый Тиббс и Хаким – темнокожий, длинный, худой, без единой волосинки на блестящем шоколадном черепе. На Омаре - полосатый свитер и стильные очки. Музыканты, улыбаясь, подписывают, фотографируются, перекидываются парой фраз. Широченная улыбка Хакима, которую он постоянно демонстрирует, никого не может оставить равнодушным.
14:30. Крещатик, 44. Арт-клуб "44". Пресс-конференция. Народу немного – может, десятка с два журналистов. Ждут, кто-то подшучивает - мол, что? Сам Омар Хайам приезжает? Гости задерживаются. Это ж надо, чтобы именно в этот день на Крещатике праздновали день УПА. В центре довольно напряженная атмосфера, - сборная солянка из националистов, прогрессивных социалистов, коммунистов и прочих разных "истов"; кучки омоновцев и милиционеров неторопливо прохаживаются; оцепления, автобусы с тонированными стеклами... А ведь из-за этого спектакля задерживаются музыканты... Но, наконец-то, все на местах.
Новые пользователи iOS- и Mac-техники рассказывают с удовлетворением на различных форумах, как Apple наладила работу по решению технических и иных проблем.К слову, вот можно заказать ремонте iphone 4s по отличной цене.
Вопросы были разные. Поговорили о том, что будут играть музыканты; прозвучало, как мне кажется, удачное словосочетание, которое полностью характеризует музыку этого дуэта: "eclectic mix". То бишь, смесь, сплав разных стилей. Поговорили и о волнующем вопросе противостояния акустических и электронных инструментов. И Скотт Тиббс, и Омар Хаким оказались решительно против такой постановки вопроса. Никакого, по их мнению, противостояния не существует. Есть музыка, для которой лучше подходит электронное звучание, есть та, что лучше звучит в акустическом варианте. Электронное звучание лишь дополняет возможности музыканта и ни в коем случае не вытесняет акустическое – такой вывод можно сделать после длительного обсуждения этого вопроса. Тиббсом была проведена забавная параллель с обувью. Мол, с костюмом человек надевает подходящие туфли, когда же он идет играть в теннис, он пользуется спортивной обувью. И никто в этом случае не говорит о противостоянии обуви...
Конечно, не обошли обсуждением Украину. Упоминались и красивые украинские девушки, и живописные пейзажи на берегу Днепра, и чудесный звон церковных колоколов, и политические демонстрации, с которыми музыканты также успели столкнуться. Интересно, что один из первых людей в Киеве, с кем Омар Хаким заговорил, когда приехал - служащий отеля, - сам оказался барабанщиком и поклонником творчества Омара. Он и взял первый автограф в Украине...
Пролили музыканты свет и по поводу готовящегося к записи совместного CD. Хотя многое еще - как материал, так и аранжировки, - находится в состоянии разработок, точно известно, что работа над альбомом начнется в ноябре, а в записи будут участвовать, помимо Тиббса и Хакима, гитарист Киели Минучи (Chieli Minucci) басист Джерри Брукс(Jerry Brooks) и Грегуар Марэ (Gregoire Maret) на губной гармонике.
В общем, говорили много, прозвучало, как это и ожидалось, достаточно дифирамбов компании Roland и их продукту V-Drums. Хотелось уже их послушать за инструментами, так как аппетит подогрелся основательно. До концерта оставалось два часа.
18:30. Проспект Победы, 37. ДК КПИ. Концерт задерживался, музыканты налаживали оборудование. Техники возились с аппаратурой, Омар, в забавной белой кепке, отдавал различные распоряжения. Вокруг на почтительном расстоянии сгрудилась кучка любопытных: от простых зевак и фотографов до музыкантов из "Радиобэнда" Александра Фокина, выступление которого должно было завершить концерт. А смотреть было на что. Установка V-Drums TD-20 сама по себе весьма привлекательна. Дугообразная стойка, главной задачей которой скрыть кабели подключения, симпатичные 12-ти, 10-ти и 8-мидюймовые V-пады (т.е. непосредственно виртуальные барабаны), скромненький пад большого барабана, удивительные тарелки V-cymbals, из которых, как кажется, просто не может получиться характерный звенящий звук, хай-хэт, даже пульт, - все это не оставят равнодушным даже самого скептичного по отношению к электронным инструментам наблюдателя. Библиотека звуков в модуле памяти этой штуковины позволяет подобрать каждому барабану любой звук под каждую конкретную композицию. Таким образом, можно на одной установке получать звучание нескольких десятков drum-set’ов. Ну и, кроме того, широкие возможности создавать вообще несуществующие звуки, отдельно записывать и потом редактировать звучание каждого барабана, и еще много-много всего чего, – есть где разгуляться фантазии ударника.
Хаким довольно гармонично смотрится за установкой, а порой даже кажется частью этого чуда музыкальных технологий. Как-то они (Омар и V-drums) схожи по дизайну, если можно так выразиться.
Скотт Тиббс также колдует над своей техникой. Он стоит в окружении трех синтезаторов, естественно фирмы Roland (Fantom X8, SH-201, V-Synth). На удивление, только стульчик под ним от фирмы Mapex. Порой он включает какие-то сэмплы, напевает что-то, а то вдруг принимается наигрывать классику. Начало все откладывается. Уже на час. Наконец последняя проверка, сцена освобождается и зрителей пускают в зал.
И вот, наконец, долгожданный концерт. После вступительного слова Алексея Когана Омар со Скоттом появляются под громкие аплодисменты. Зал был все-таки неполный, зато чувствовалось, что случайных зрителей нет, много барабанщиков - от начинающих никому неизвестных до настоящих профи, таких, как Александр Лебеденко. Омар Хаким появляется во всем белом, в новых очках, с обезоруживающей улыбкой. Пара слов - и музыканты занимают сови места.
Трудно дать определение тому, какую музыку играет этот дуэт. С одной стороны, можно сказать, что это тот самый eclectic mix, фьюжн, фанк, танцевальные ритмы, электронная музыка, рок, и еще много чего. Правда, скажем прямо, толку от такого определения мало: так можно охарактеризовать музыку самых различных исполнителей. Если смотреть с другой стороны, то нам было продемонстрирован высочайший технический уровень с использованием массы всяческих новейших электронных "прибамбасов". По ходу игры от композиции к композиции, как Хаким, так и Тиббс меняли звучание своих инструментов. По-разному звучали барабаны, бас бочка (если к этому паду вообще применим термин бас-бочка): то глубоко и громко, то сухо и малозаметно. Тто же касается и других падов, звучание от которых регулировалось в зависимости от исполняемой вещи. Скотт Тиббс также демонстрировал огромный потенциал своего арсенала. Его инструменты то визжали, то выли, то звучали как акустическое пианино, то рычали, будто электрогитара с distortion. Целая куча всевозможных эффектов, генерирование самых необычных звуков, электронная обработка голоса, сэмплирование, реверберация – все это было показано и мастерски использовано.
Однако просто демонстрацией техники тоже нельзя назвать выступление Омара Хакима и Скотта Тиббса, потому как здесь присутствовало еще кое-что. Тут стоит, пожалуй, провести параллель с концертом дуэта Чика Кориа (Chick Corea) и Гэри Бертона (Gary Burton), состоявшимся двумя неделями раньше. В том концерте, возможно, импровизаций было немного, в какой-то мере он напоминал скорее академическое выступление. Но в то же время не было сомнений, что он просто пропитан весь джазовым духом. То же самое можно сказать и о дуэте Хакима и Тиббса: только и разница в том, что Чик и Гэри достигают такого эффекта с помощью акустических инструментов, а у Омара и Скотта весь арсенал суперсовременной электроники. Чувствуется, что они отлично сыгранный дуэт, понимают друг друга с полуслова, а точнее с полузвука своих инструментов. В их музыке, полной сэмплов и сыгранного по нотам материла, достаточно пространства, чтобы вдоволь поимпровизировать, причем каждый раз музыканты играют, демонстрируя различные техники игры. Особенно это бросается в глаза в случае Тиббса. Иногда в его импровизациях много чувственности, подобно игре Билла Эванса, то вдруг он начинает играть жестко, будто хард-рокер, то играя на клавиатурах двух синтезаторов, он начинает извлекать длинные визжащие ноты. При этом он привстает со стула, вся его фигура напряжена, будто вот именно сейчас он всей массой своего тела надавил на клавишу, чтобы извлечь этот протяжный звук, а лицо приобретает особую гримасу кайфа от всего того, что он делает. Вот он вдруг цепляется за одну последовательность нот, играет их повторно, и на этом фоне начинает свой полет уже фантазия Омара Хакима.
Хаким за барабанами такой же, как и в жизни - уверенный, веселый, бесшабашный, открытый. Он не скрывает своего удовольствия от игры. Отбивая очередную сумасшедшую "смачную" партию, его широкая улыбка раздвигается на все лицо, глаза зажмуриваются, и кажется, сейчас он взлетит, и ничто его не остановит. То вдруг он замирает, припав к хай-хэту, играет скупой четкий ритм, то, выпучив глаза, рассыпается невероятной дробью, делая акценты на слабые доли. Смотришь на него, не скрывая улыбки, будто на колдующего шамана, а он все выделывает всякие фокусы, и вдруг завершает всю композицию, нежно пробегая палочками по тарелкам, и хитро так улыбается. Что тут сказать – весь зал хлопает в экстазе...
Вот так незаметно пролетают четыре первых композиции. Отыграно с мастерством, со вкусом, с драйвом. Небольшой перерыв, во время которого присутствующие в зале могут задавать вопросы через помощников из "Eurhythmics". А вопросы звучат самые разные. От таких странных "Как получается правильно делить пространство и переходить тактовую черту?" или "Как должно биться сердце, чтобы играть такую музыку?" до "Играли ли вы в последнем альбом Мадонны?". Спрашивали о чувстве свинга и чувстве грува, и Омар пускался в длительные, пространные рассуждения, главным выводом из которых могут служить простые истины, что все это внутри музыканта, и что играть для любой аудитории нужно от всего сердца так, будто ты играешь для всего мира.
На вопрос о том, какие джазовые музыканты оказали наибольшее влияние на Хакима, Омар отметил в первую очередь Уэйна Шортера (Wayne Shorter) и Джо Завинула (Joe Zawinul), с которыми Хаким играл в "Weather report". "They opened my mind" - с некоторым благоговением говорит музыкант. А вот в десятке любимых барабанщиков Хакима прозвучал следующий список из одиннадцати музыкантов:
Элвин Джонс (Elvin Johnes), Бадди Рич (Buddy Rich), Билли Кобэм, Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones), Нарада Майкл Уолден (Narada Michael Walden), Стиви Уандер (Stivie Wonder) ("Yes, he is a very good drummer!" восклицает Омар в ответ на удивленные смешки), Арт Блейки (Art Blakey), Ленни Уайт (Lenny White), Деннис Чемберс (Dennis Chambers), Винни Колаюта (Vinnie Colaiuta), Тони Уильямс (Tony Williams)... Впрочем, было видно, что Хаким готов продолжать этот список. Затем, под всеобщие аплодисменты барабанщик продемонстрировал "One-hand-Dennis-Chambers' solo", показав своего рода пантомиму без участия барабанов, как Чемберс, не переставая играть одной рукой, второй берет бутылку с водой и пьет. "We love Dennis!", – заканчивает он под всеобщие аплодисменты и смех. Вообще, не смотря на свою легендарность, Омар совершенно не страдает звездной болезнью, он прост, приветлив, - то, что называется "свой парень", а концерт похож на посиделки с друзьями.
После перерыва музыканты снова за инструментами. Вновь демонстрация высочайшей техники, вновь спонтанный диалог двух мастеров, вновь гармоничное сочетание электронных эффектов с музыкальной изобретательностью рождают слуху эту космическую музыку. "Космический" – это, наверное, наиболее подходящее прилагательное для описания того, что делают музыканты, и хотя в свою музыку они вплетают совершенно разные ритмы и гармонии от латиноамериканских мотивов до хип-хопа, от всего звучания веет чем-то неземным, инопланетным. Кто знает, может это и есть музыка будущего?..
Вот и последняя, сыгранная на бис, вещь, Омар в экстазе задирает голову, выстукивая очередную сумасшедшую зубодробительную концовку, улыбка вот уже в который раз расползается по его лицу...
Завершает концерт выступление "Радиобэнда" Александра Фокина. Совсем другая музыка, совсем другие инструменты, даже одеты по-другому - в смокинги с бабочками. Многие из зрителей, кто пришел исключительно на Хакима, потихоньку покидают зал, так что к концу выступления зал на три четверти пустой. Но музыканты, несмотря на это, все равно сыграли ярко. "Радиобэнд" Александра Фокина – это один большой цельный организм. Ансамблей такого уровня больше нет на Украине. С одной стороны, отлчная техническая оснастка оркестра (кстати, в нем также используют технологии Roland). С другой стороны – высокий профессионализм его участников. Все в "Радиобэнде" работает как часы, действия всех музыкантов слажены, впрочем, и солируют они замечательно. Особенно запомнился Валерий Щерица, который ярко и эмоционально играл несколько пронзительных соло на трубе. Выступление ансамбля не может оставить равнодушным. Свинг, драйв, грув, талантливые оркестровки, высокое мастерство, интересный репертуар – вот ключевые слова, которые могут охарактеризовать этих музыкантов. "Радиобэнд" сыграл несколько пьес, среди которых - "Mongonucleosis" из репертуара "Chicago", по случаю 40-летия группы, и "Some Skunk Funk" "Brecker Brothers", посвященной скорейшему выздоровлению Майкла Брекера (Michаel Brecker). По ходу концерта теплилась надежда: а вдруг Омар Хаким выйдет поиграть с нашими музыкантами, ведь играл же с "Радиобэндом" Вальфредо Рейес, когда приезжал в Киев. Но не сложилось. Отыграв теплую латиноамериканскую композицию "Anaconda", музыканты закончили выступление. Под аплодисменты появились также Тиббс с Хакимом, свою заслуженную порцию получили и организаторы концерта – работники "Eurhythmics" во главе с директором Александром Молнаром. Последний сказал несколько теплых слов и выразил надежду, что мы еще не раз увидим Омара Хакима в Украине. Омар же обещал, что приедет обязательно в следующем году и уже не только на пару со Скоттом Тиббсом, но и со всей группой музыкантов, которые будут работать над новым альбомом. Что ж, будем ждать. А также будем надеяться, что традиция привозить хороших барабанщиков продолжится и мы увидим еще и Винни Колаюту, и Дениса Чемберса, и Дэйва Вэкла (Dave Weckl), и Стива Гэдда (Steve Gadd) и... Впрочем, это уже невежливо. А вежливо будет сказать большое спасибо всем организаторам за концерт, а музыкантам за выступление.