Текст: Стас Бильдер. Шешори в этом году определённо удались. Музыка, природа, погода, адекватные люди, толковая организация. Шешори – не очень большое и не очень маленькое село в Ивано-Франковской области. Этак километров 8 на 5, растянутое вдоль речки Пистеньки.
Село окружают карпатские горы несказанной красоты и пост-советская разруха несказанной фотогеничности; разложившиеся до скелета трупы каких-то предприятий уже не позволяют определить их происхождение и предназначение. Никакой ярко выраженной направленности в деятельности села нет.
Живут, видимо, натуральным хозяйством или самоедством. Лес валят и пилят, чернику собирают. При всей распрекрасности Прикарпатья людей туда ездит маловато. А такое действо, как фестиваль – значительное событие для всего западноукраинского региона вообще и для принимающего села в частности. Поэтому начальство всех уровней жаждет не столько помочь, но поучаствовать и «засветиться». Ну и урвать клок – как же без этого? Например: привезти из Львова, собрать, разобрать и увезти обратно стандартную сборную металлическую концертную конструкцию, часто виденную нами на площадях, можно за 2 тысяч долларов США.
Деревянный крытый помост, который строился силами и средствами организаторов и наёмных строителей, стоил вдвое больше. Эта стационарная конструкция, по словам одной жительницы Шешор, выполняла несколько полезных функций: продать лес, дать людям заработать на стройке и позволить в следующем году проводить фестиваль тут же, на этой же сцене. Чтоб машину два раза не гонять. Однако получилось снова не так, как ожидали: приехавшие решили, что эта сцена была нарочно срублена из дерева, дабы добавить действу аутентичности – и восхитились такой находчивости организаторов.
И вот так – во всём. Взаимодействие с аборигенами – чуть не самое больное место в организации этого действа. Абсолютнейшее нежелание делать хоть что-то вкупе с жадностью и попытками срубить всего задаром и побольше. Ни малейшего желания взять те деньги, которые тебе уже принесли.
Религиозные праздники в этой местности чтятся свято, что стало истинным препятствием в деле организации. Потому как на праздники работать "неможна". И в воскресенье работать "неможна" – ну кто ж в воскресенье работает-то? И "на Петра робити неможна, тому що свято велике. То гріх буде." А ведь с утра в понедельник сцена была в зародышевом состоянии – не покрытый досками помост, который аборигены успели собрать в перерывах между праздниками и отдыхом. Вторник же, день открытия фестиваля, – тот самый Петро, "на якого теж не можна робити". Відчуваєте, до чого я? Егеж. Завтра відкриття фестивалю, а доробити недоробки буде нікому – місцеві ані цвяха у руки не візьмуть. Таким образом, вся сцена должна была быть построена в понедельник. Она и строилась – сначала местными плотниками, а потом и всем миром навалились. Чем дальше – тем становилось яснее, что со строительством не поспеть; местные власти активизировались, получив "прочухана" от вышестоящих органов, и дело пошло. Если сначала машины с аппаратурой вытаскивались из ям буквально на руках, то ближе к вечеру появился тягач. Сцену местные плотники при помощи организаторов собирали руками и гвоздями. Ближе к вечеру, когда стали ставить крышу, вдруг откуда ни возьмись появился подъёмный кран. Электричество уже было подведено, и строительство в минимально необходимом для открытия фестиваля объёме завершалось глубокой ночью в свете прожекторов.
Параллельно были смонтированы динамики и звукооператорское гнездо, так что в день открытия сцена была готова к принятию гостей. Невзирая ни на что.
Собственно фестиваль начинался 12 июля.
По прибытии на фестиваль необходимо было оплатить регистрационный взнос – 25 грн; зарегистрированный посетитель получал опознавательную фенечку, программу фестиваля, диск с записями прошлого года и анкету, где предлагалось голосовать за понравившихся исполнителей-дебютантов фестиваля.
На фестивале зарегистрировалось около тысячи человек, а общее количество гостей составило около 5 тысяч. Регистрировалась, увы, едва ли четвёртая часть приехавших.
Зрители, кстати, достойны отдельной большой похвалы. Путь неблизкий, и если кто туда и ехал – то совершенно сознательно. Поэтому, несмотря на обилие людей и некоторую тесноту проживания в палаточных городках, общая атмосфера была очень дружественная, добродушная и тёплая. Единый язык общения – украинский, на нём говорило (или очень старалось говорить) подавляющее большинство народу.
Как отличить местное население от гостей фестиваля? Если кто идёт по улице босой, в рубахе с вышивкой и беззаботным улыбчивым лицом – это приезжие. Местные товарищи появлялись в узких тёмных джинсах, непременных остроносых туфлях и тёмных рубахах. Причёсанные и при марафете. В глазах –недопонимание происходящего.
Программа фестиваля, помимо концертной части, включала в себя разнообразные «мастер-классы» и творение ленд-арт (lаnd-art) объектов.
Мастер-классы проводились днём. По сути, это были творческие мастерские – ознакомительные лекции с элементами импровизации. Каждый желающий мог познакомиться с культурой и танцами, скажем, греков приазовья, и даже разучить несколько простых па. Или познакомиться с работой настоящего кузнеца. Или связать себе из свежего сенца ляльку-мотанку. Желающих было множество.
Ленд-арт объекты создавались, соответственно, ленд-арт художниками в укромных уголках и появлялись в поле зрения порой совершенно неожиданно. Идёшь купаться, а на том берегу речки стоит здоровенный сверкающий куб – вот и ленд-арт. Или идёшь по горной дороге, видишь лесенку в грунте сделанную, и не успеваешь порадоваться удобству лесенки, как оказывается, что это тоже ленд-арт. Даже рентгеновские снимки грудной клетки человека, расставленные по берегу реки – это тоже ленд-арт, а не выловленное после крушения имущество курьера из тубдиспансера, чтобы вы не сомневались. Вообще ленд-артовцы хорошо маскировались, работы свои – не подписывали, а для желающих специально была сделана схема размещения их творений.
Музыкальная часть фестиваля условно делилась на Новую сцену (12 июля, дебютанты фестиваля), джазовую сцену (13 июля, этноджазовые коллективы из Молдовы, Болгарии и Украины) и Фолковую сцену (14 июля, народная, аутентичная музыка).
Разделение это примерно удалось, хотя подавляющее большинство участников фестиваля исполняли именно фолк-музыку в различных её вариантах. Джазовые команды: «Фолк-джаз формація», «Тригон» – действительно выступали во второй день, а «самые фолковые» – на третий.
Первый день оказался самым «неровным» – из-за разного уровня и направленности дебютантов фестиваля. Второй день был, пожалуй, самым насыщенным – этно-джаз, выступление театра «ДахаБраха», российские Yoki, восточные «танцы живота», фолк-мелодии со всего мира на украинский манер от «Бурдон» и гуцульские напевы в исполнении Orkiestra sw. Mikolaja и верхо-винских музыкантов.
Третий же день был полностью фолковой сценой, с Ивано-Франковской «Перкалабой» в качестве финального аккорда.
А начиналось всё с Новой сцены. Выступили донецкие группы Аґао, That Black, украинская команда «Сполохъ» с российской вокалисткой (говорят, из самой Сибири!), «Вій» с козацкими байками…
Очень необычно (относительно формата фестиваля) прозвучал донецкий электронный проект «That Black» – женский вокал и электроситар в сопровождении электроники. Их музыку с восточным оттенком можно, скорее, отнести к медитативной, чем к этнической. Кстати, название группы – «That Black», происходит от названия электронно-музыкального прибора, придуманного радиоэлектронщиком и лидером группы Владиславом Креймером.
Всеобщее признание (и победу на конкурсе зрительских симпатий) снискали «ХО!» – «Художник оркестра», участниками которого являются художники и архитекторы из Киевской Академии искусств. Их музыка – яркая, динамичная, с украинскими мотивами, но очень «индивидуальная». В числе прочего «ХО!» исполнили песню про «нежных сов» некоторое время «гуляющую» по интернету. Ребята, кстати, не претендуют на авторство и честно говорят, что это кавер-версия со слегка переработанными словами.
Zsuf были едва ли не самым «неформатным» коллективом первого дня, собрав больше всего негативных отзывов на своё выступление. Но...их диски лучше всего раскупались – вот такой вот парадокс.
Здорово выступил „Оркестр Янки Козир”, поразивший всех своими блестящими костюмами. Впрочем, выступление оказалось под стать: диапазон, драйв, умение держаться на сцене, – все на должном уровне.
"Гурт Йо"Гурт" – группа уже довольно известная, порадовали украинской и ирландской фолк-музыкой с флейтой и очень ярким исполнением. Ирландская музыка вообще очень заводная – а уж как её исполнял "Гурт Йо"Гурт"! Ребята откровенно «тащились» от своей музыки, драйв был внушительным даже по строгим Шешорским меркам. Масса народу, что пускается танцевать – это ли не показатель?
И, напоследок, французы “Red Cardell” – «группа уличных праздников», по их собственным словам, добили уставшую к трём часам ночи публику танцевальными ритмами – чисто роковыми композициями с вплетением кельтских мотивов. Со слов участников, они играют французский фолк, однако представленные вещи гораздо больше похожи на популярную танцевальную музыку, лёгкий рок с фолк-мотивами. Для «группы уличных праздников» – самое то.
Вообще оценивать и описывать происходящее на фолк-фестивале очень трудно. Фолк и кантри музыка неотделима от той среды, в которой она возникла и существует. В фильме «Crossroads» преподаватель классической гитары говорит своему лучшему ученику, полюбившему блюз: «Excellence in primitive music is culture. You have to be born to it» (Мастерство исполнения примитивной музыки есть культура. С этим надо родиться). Впечатление создаётся не только и не столько мастерством исполнения или продуманностью текстов, сколько умением музыкантов создать ту самую атмосферу, для которой эта музыка бы-ла предназначена – выбить слезу или пустить народ в пляс.
К таким выводам я пришёл, послушав несколько первых исполнителей и расстроившись от недостатка собственно фолка (ХО были хороши, остальные – гораздо слабее). После чего отправился потреблять фолк в его в аутентичную атмосферу – то есть в ближайший шинок. В ближайшем шинке подавали пиво задешево и играл местный ансамбль. Ой-вэй, как он играл! Это были гуцулы со своими гуцульскими инструментами – они играли всё, но на свой манер и со своим колоритом. Переходя от стола к столу, как и положено "музикам у шинку". Когда они заиграли мой любимый чардаш, я чуть не разрыдался и чудом, опять же, не отдал им на радостях всю имевшуюся в наличии наличность.
В это время Zsuf хрипел на сцене «Ива-а-а-а-ан! Ива-а-а-а-ан!» на разные лады (песня состояла только из этих слов) – ко мне это доносилось как череда рыков, хрипов и стонов (аппаратура была хороша). Я логично предположил, что на сцене учинили перформанс – поругание кого-то гаечным ключом, а теперь, судя по звукам, виноватый как раз пытается съесть оный ключ, дабы скрыть улики.
А когда вернулся, блестящая Янка Козир и ея оркестр уже заканчивали, следующим номером шли великолепные, тонкие и веселые «Гурт ЙоГурт», а потом и танцеватые французы с большим аппаратом для проигрывания минусовок – они только приехали из Киева, с аналогичного действа «Країна мрій», где стальная сцена и много праздных с пивом.
Следующий день – джазовый. Сразу ощущается разница между лёгким танцевальным фолком и ритмическими изысками джазовых исполнителей. Единственным, сильно выбившимся из тематики концерта, было выступление чешских девушек “Rachat-Lucum” с «танцем живота» под «минусовку». Нет, зрелище, конечно, веселое и симпатичное… Но «не попадает».
„Фолк-джаз формация” (Болгария) – настоящий джаз с вплетениями фолк-мотивов; „Тригон” (Молдова) – известная джазовая команда, одни из самых ярких участников фестиваля, отыграли отличную программу. Особо понравились публике «Полёт шмеля», а так же «Хэули-та» – очень необычная пьеса, исполняемая музыкантами вокально, используя в качестве перкуссии собственные грудные клетки.
Собственно джазовых исполнителей больше не было.
А были ещё россияне Yoki, играющие интересные лёгкие композиции на мотив русского фолка. Особо осчастливлены были те из зрителей, кому достались роскошные венки трёх симпатичных вокалисток Yoki – в одной из композиций девушки слаженно забросили венки «в народ».
И была Maraca. Выступление этой чешской группы можно по праву назвать хитом фестиваля. Динамический диапазон, тембр голоса и манера исполнения солистки ансамбля – Габриэлы Вермелио (Gabriela Vermelho) завораживают слушателей с первых секунд. Переплетение рока, португальского фолка, мастерство музыкантов, сумасшедший драйв – и всё это сопровождается демонстрируемым на бэкграунде видеорядом, в котором мелькают кадры предыдущего и начала текущего дня фестиваля. Габриэла, кстати, не только поет, но и солирует на скрипке или каком-то скрипкоподобном интрументе. Кажется, она – единственная из выступавших, кому на этом фестивале зрители поднесли цветы.
Ещё одним сильным впечатлением стало выступление киевского театра «ДахаБраха» (центр современного искусства «Дах») – бессловесное театральное действо с масками, факелами, украинскими напевами в сопровождении разнообразных ударных, и всё это – на мотив пьесы Шекспира «Ричард III». Описывать – бесполезно, нужно видеть и слышать.
Фолк-группа «Бурдон» экспериментирует с различными этно – направлениями, инструментами и традициями. Как говорят о себе сами музыканты: «Якшо ви почуєте шось шведське в нашій музиці, то це наша скрипка. Якшо шось мадярське – то фідл. Якшо шось давнє, то це наша нікельхарпа. Якшо шось етнічне балканське, то це наші тапан і бузукі. Якшо карпатське – це дримби і бубни... А як вже то все разом, то це фольк-бенд Бурдон».
Финалом вечера стало выступление польского «Оркестра святого Николая» вкупе с верховинскими музыкантами. «Оркестр святого Николая» в начале 90-х дал начало моде на исполнение украинского фольклора в Польше и по сегодняшний день остаётся культовым коллективом данного направления на польской эстраде. Этот оркестр занимается не только своими выступлениями, а и организовывает международный фестиваль народной музыки „ФОЛЬКОВІ МИКОЛАЙКИ” в Люблине. В составе оркестра – множество старинных инструментов, позволяющих точно воссоздать звучание «настоящей» этнической музыки. Это, пожалуй, было одно из самых «чисто фолковых» выступлений во всей программе фестиваля. Диски с записями выступавших в этот день команд разлетались, не успев даже появиться.
День последний, фолк.
Концерт в кои-то веки начинается вовремя. Кроме многих украинских этно-исполнителей («Ансамбль Тафійчуків», „Очеретяний кіт”, „Бір тайфа”, „Буття”, «Ансамбль с. Збраньки»), выступили также болгарская группа «Тропанка», польская
«Habakuk» и „Сартанські самоцвіти” с музыкой и танцами греков приазовья. На творческой мастерской, посвящённой греческим танцам, естественно, зашла речь о «сиртаки». Тут-то и выяснилось, что «Сиртаки» – вовсе даже эллинский танец, приазовским грекам не свойственный, и обязанный своей популярностью сравнительно недавно снятому кино.
В этот же день выступала и популярная группа «Гайдамаки» – их музыка не столько этническая, сколько патриотическая, на фолк-мотивах. Впрочем, на геройские песни по этим самым мотивам спрос есть всегда.
Ну и венчало весь фестиваль выступление группы «Перкалаба» из Ивано-Франковска.
Выступление «Перкалабы» – это шоу, которое нужно обязательно видеть вживую. Записи не передают и половины того веселья, которое происходит на сцене. Выступление началось с выхода на сцену в трусах и крыльях (да-да, самых настоящих белых крыльях) и песни про «кафельный памятник». На заднем плане конвульсивно дёргали конечностями три нарисованных борца сумо. Духовые трубят, солист выкладывается по полной, публика в экстатическом восторге. Группа честно отыграла все хиты, однако отпускать их всё равно не хотели. Ну, и получили-таки пару бонус-треков, как без этого.
Концерт окончился за три часа ночи.
Резюме
Фолк-музыка потихоньку набирает обороты, и пока не выродилась в «попсу». Да и вряд ли выродится, покуда у этой музыки будет квалифицированный потребитель. Ведь фолк – это целое действо, а не только ритм, мелодия или экзотические инструменты. Музыка, которая, вероятно, никогда не была предназначена для прослушивания в записи.
Атмосфера Шешор куда лучше располагает к восприятию такой музыки (и культуры), чем удобные кресла концертных залов или сцены посреди городских площадей. Как-то так складывается, что классику лучше слушать в камерной обстановке. Для рок-концертов хороши нынче стали стадионы. Попсу и караоке хорошо крутить на площадях, при большом стечении народу.
А хотите фолк? Поезжайте в Шешоры.
Дело того стоит.