16 мая. Арт-кафе "Агата". Харьков.
С джазом в Харькове плохо. Вернее, перефразируя одного нашего юмориста: " в Харькове с джазом хорошо, без джаза плохо! ". Обитаю в этом городе уже полгода и ни разу не удосужился иметь возможность где бы то ни было послушать джаз вживую.
Ну, увидел на кафе "Silver" маленькую бумажонку, мол - по понедельникам играет джаз-бенд "Shake Up". Зашёл как-то, не без приятного удивления крутя головой по сторонам, взирая на немалых размеров портреты титанов джаза. Спустился вниз, изучил меню, покрутил носом - разве что пива можно себе позволить пару бокалов за вечер, да ещё за вход. Угу!
Так и вышел, намереваясь при первой возможности посетить это заведение. А тут выборы, да потом и "Shake Up" куда-то исчезли. Сказали, что до осени можно о них и не вспоминать. Может, в Крым на подработки подались - сезон. Эхе-е! Разозлился я ненароком, взял отгулы и поехал на ДоДж-2006 за джазовыми впечатлениями. Ну, об этом я писал.
Впрочем, наезжали в Харьков и Горан Брегович - вход по пригласительным, и Нино Катамадзе - билет 300 гривен, и трио Жана-Франсуа Баеза - вход опять по пригласительным. Иными словами, всё как-то неуклюже, не для людей. Радио: по "Новой Волне" с 20:00 до 6:00 гоняют джаз вперемешку с Анжеликой Варум, Андреем Макаревичем (ну, этот-то ещё ладно, в последнее время к джазу тянется), советской эстрадой. По принципу "случайный выбор" - представляете? Где этот самый "рэндомайз" почему-то очень часто попадает на Дайану Кролл. Да ещё каждые 15 минут шуточки шутят вроде "русскорадийных". В общем, слушать невозможно, как при шторме, швыряет тебя из стороны в сторону, пока не затошнит. Начинаешь судорожно хватать с полки какой-нибудь МР3-диск с джазом - как спасательный круг или микстуру, быстрее заталкиваешь его в проигрыватель, после чего умиротворённо занимаешься делами.
И однажды я решил: обязательно вырвусь в "Агату" послушать хотя бы что-нибудь. Первым "что-нибудь" были "Jazz by Five", которые раньше назывались "Jazz by Four", а на самом деле оказались "Jazz by Six". В "Агате" уже приходилось выслушивать харьковских шотландцев-ирландцев-кельтов, группу "Spiritual Seasons", и группу третьего эшелона русского женского рока "Рада и терновник". Вот с таким скептическим настроем я и поплёлся в арт-кафе.
В заявленное время, 19:00, зал (зальчик) совершенно пуст, не считая одной парочки, попивающих кофе и разминавшегося клавишника, наигрывавшего известные популярные мелодии (джазовые, конечно).
Народ подтянулся к восьми. Места хватило всем, кроме одного (видимо особо и не стремившегося), просидевши-протанцевавшего весь вечер на полу перед оркестром.
И тут как-то всё поменялось. После третьей композиции я очутился вокруг чудесных людей, живо реагирующей публики, знающей, когда надо хлопать, что не надо разговаривать по телефону, бряцать вилками и прочая. Хотя особо никто наедаться сюда и не приходил. По ходу концерта вся эта масса (пусть и не очень многочисленная) превращалась в однородное тело, как будто сами звуки Музыки цементировали всех и вся! На некоторое время мне показалось, что я на 52-й улице, сами знаете где. Только вокруг белые. Вспомнил почему-то про "комплекс Эрика Бёрдона".
Музыканты объявили антракт-перекур. Включили телевизор, где зачем-то (наверно в виде контрастного душа) начали петь то Эрик Клэптон, то Стинг с Паваротти, то Зуккеро и, конечно, Дайана Кролл.
На столах горели свечи, подносилось пиво, пелена дыма густела. Давненько я не слушал джаз в такой дружной, уютной обстановки и тёплой атмосфере. Наверно, со времён когановских концертов в "Динамо Люкс". Бежит время... точнее, убегает.
С небольшим антрактом "Jazz by Six" играли больше двух часов.
Ах, да, о музыке! Наверное, это был какой-нибудь боп, хотя преобладали латино-американские ритмы (заслуга барабанщика - очень тонко, искусно и епредсказуемо выстукивал). Хотя может быть, и мэйнстрим современный, временами с бодрым фанком. Мне кажется, что я даже где-то слышал элементы игры самого Колтрейна с Сонни Роллинзом. Гитарист играл "вкусно", но без изюминки. Басист на шестиструнке, как это водится говорить - весьма надёжный бэкграунд. Клавишник предпочитал звук чистого рояля, порой органа. А вообще - слушать надо, Заппа правильно говорил...
Хорошо. Великолепны все. Даже "Розовая Пантера" в исполнении ребят показалась какой-то свежей и вовсе не затасканной. А вот и имена героев.
Олег Шведов - тенор
Артём Васильченко - тенор
Юрий Абрамов - клавишные
Денис Мороз - гитара
Александр Найда - бас
Сергей Балалаев, Иван Рубанчук (Ринго) - ударные.
Отбисировав как положено, музыканты пригласили всех 24 мая отметить день рождения Майлза Дэйвиса там же и в тот же час. И под бурные аплодисменты и взаимные "спасибо" разбрелись по кафе.
Ну, вот и засветилась, вспыхнула, начала мигать джазовая точка в Харькове.
"Может быть и не рубин, но зато в "Агате".
Приходи послушать джаз, будешь "в шоколаде"!
О! Даже на стихи вдохновился. Ибо - действительно событие.