Литовский джаз гремел еще в СССР - вспомнить хотя бы легендарное трио Чекасин-Ганелин-Тарасов.
Более вольной, для советских людей - почти-загранице, Прибалтике разрешалось больше, чем другим, ну а немалый исторический культурный багаж Литвы вполне позволял им не просто играть джаз по западным образцам, а переплавить его в что-то своё.
Образованый в 1996 году году секстет пианиста Дайнюса Пулаускаса не в первый раз в Украине - посетители одесского "Джаз-карнавала" еще в 2004-м могли убедиться, что преемственность в литовском джазе как минимум не прервалась. Ансамбль своим уровнем настолько возвышался над остальными участниками, что... парадоксально, но - был явно недопонят и недооценён слушателем.
Впрочем, имеющий уши да услышал и тогда.
Теперь же, спасибо Эрику Айгнеру и джаз-клубу А7 (кстати, концерты там каждый день), 5-го марта Дайнюс с коллегами побывали и в Киеве.
А слушать их было само удовольствие!
Авторская музыка, которую исполняет группа, непроста.
За этой музыкой нужно следить, ей сопереживать и быть в ней, ибо слушатель поверхностный лишает себя удовольствия следить за прихотливым развитием музыкальной мысли, упускает сложные движения в дополнительных линиях и тонкие нюансы.
Стилистически... сложно сейчас стало жить музыкальному критику.
Общая тенденция к глобализации и взаимопроникновению культур сыграла с музыковедами злую шутку: ну совершенно невозможно стало, как в прежние времена, просто и ясно записать тот или иной ансамбль в представители такого-то стиля. Зато термины "фьюжн" и "world music" разрослись до столь неприличных горизонтов, что практически перестали что-либо конкретное означать, и, более того, появился термин "no style music" - как выражение полного бессилия любителей классифицировать.
Секстет Пулаускаса тоже - из этих. Полистилистический постмодерновый фьюжн с явными этно-примесями - вот что они играют.
И играют мощно.
Сразу заметна идеальная ансамблевая слаженность, оркестровая игра - это не та группа, где все работают на звезду-солиста.
Этим группа выгодно отличается от многих наших коллективов, участники которых - таковы уж наши реалии - слишком распыляют силы, и просто физически не имеют возможности отшлифовать идеальное взаимодействие.
Впрочем, в случае бэнда Пулаускаса и сама форма диктует - такие композиционно сложные вещи без настоящей сыгранности не осилить.
Дайнюс учился музыке с детства, имеет консерваторское образование и, совершенно очевидно, прекрасный музыкальный кругозор.
Помноженные на явный композиторский талант, эти факторы на выходе дают прекрасный, композиционно сложный, полистилистический материал, который и музыкантам играть - удовольствие, и искушённому слушателю им внимать - кайф.
Пусть бэнд и не работает под одного солиста - но состоит он из мастеров.
Мечтательный, романтичный и застенчивый Дайнюс Пулаускас (фортепиано, клавишные), ироничный и виртуозный Валериус Рамошка (труба, флюгельгорн), умудрённый опытом Римантас Бразайтис (тенор-саксофон), взрывной, напористый и роковый Евгениюс Йонавичус (гитара), точный и аккуратный, мягкий и тонко чувствующий партнёров Леонидас Шинкаренко (шестиструнный безладовый бас), вдохновенный Линас Буда (барабаны, перкуссия) - эти люди умеют держать слушателя в напряжении и не отпускать его внимание ни на секунду.
Естественно, все они еще и прекрасные солисты, каждый со своим индивидуальным почерком.
... За день до концерта секстета Пулаускаса в Киев приезжал знаменитый Эрик Мариентал, и, когда я шёл в А7, репортаж с Мариентала написан ещё не был - и знали бы вы, как сложно было его писать после концерта литовского бэнда!
Ибо, сидя за столиком в А7, я поймал себя на мысли, что - легко променял бы десять Маринеталов с Радиобендами на один концерт Пулаускаса.