Горизонты джаза 1990

Горизонты Джаза 1990

1-4 марта 1990

ОРГКОМИТЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ФЕСТИВАЛЯ "ГОРИЗОНТЫ ДЖАЗА":

1. Русакове Р. Д. — председатель оргкомитета — зам. председателя горисполкома
2. Гебель А. Р. — преподаватель ДМШ, руководитель оркестра, президент джаз-клуба.
3. Козлова Е. Д. — зав. отделом культуры горисполкома.
4. Мусатова А. И. — директор гортеатра.
5. Сычев В. — 1-й секретарь ГК ЛКСМУ.
6. Чернавский Е. — зам. директора НПО МЖК "Украина".
7. Брызгалина Л. М. — директор ДКиТ СевГОКа
8. Русакова Ю. И. — инструктор горкома партии
9. Остапенко В. Е. — звукорежиссер ДКиТ СевГОКа, руководитель ансамбля
СПОНСОРЫ ФЕСТИВАЛЯ

I. Обком профсоюзов металлургов
2. Профком СевГОКа
3. ГК ЛКСМУ Украины

ТЕХНИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ

Остапенко В, Е. — звукорежиссер
Калюжный С. А. — художник

ВЕДУЩИЙ ФЕСТИВАЛЯ

Музыковед — Фейертаг В. Б. (г. Ленинград).

ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ

1. Полтарев П. В., г. Киев
2. Коган А.В., г.Киев
3. Мати Брауэр, г.Таллинн (Эстонское радио).
4. Хану Колонем, г. Хельсинки, (Финляндия).
5. Ерма Ровио, г.Хельсинки (Финляндия).
6. Унто Торниайнэн, г. Хельсинки (Финляндия).
7. Лаймис Вилкончус, г. Вильнюс (Литва).
8. Н. Голошапов (Одесса).
9. А. Петров (Москва).
10. Г. Бахчиев [Москва).

Почетный гость фестиваля - Паули Халман, г.Хуопио (Финляндия)

ТЕКСТ БУКЛЕТА

В Кривом Роге слово "джаз" и "фестиваль" впервые соединились в 1987 году; фестиваль "Горизонты джаза-90" ставит своей задачей продолжить знакомство жителей Криворожья с джазовым искусством, дать возможность криворожским музыкантам проявить свое творческое лицо.
Энтузиасты криворожского джаза стараются, чтобы фестиваль с каждым годом повышал свой творческий и организационный уровень, становясь шире и географически, и исполнительски. Мы не топчемся на месте.
В этом году в Кривом Роге джазовое искусство представляли уже 9 стран. К тому же, нашу страну представляют люди с мировыми именами, как, например, заслуженный артист РСФСР Леонид Чижик.
Очень хорошо, что такое масштабное мероприятие проходит в городском театре, которому необходимо быть центром культуры города, возвращая к себе любителей всех видов искусства.
Фестиваль "Горизонты джаза-90" — это, как и раньше, концертные выступления ансамблей, оркестров, солистов, возможность обмена творческими идеями между музыкантами, фото- и художественные выставки, сувениры, общение и музыка, музыка, музыка...
Безусловно, такого масштаба мероприятие не мыслилось без спонсоров. Этот год - не исключение и мы с глубочайшим уважением благодарим наших спонсоров: профком Северного горно-обогатительного комбината и отдел обкома профсоюза рабочих металлургической промышленности. Их помощь позволила пригласить музыкантов из ФРГ, ГДР, Австрии, Финляндии, Норвегии, Польши, Чехословакии, Франции, Болгарии.

РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ

1 МАРТА, ЧЕТВЕРГ, 18-30

Биг-бэнд п/у А Видлишки (Болгария, София)
Хэнмер-Урфф-квинтет (ФРГ, Кассель) Леонид Чижик, ф-но (Москва)
Ансамбль А. Пищикова — И. Широкова (Москва-Ленинград, Петрозаводск, Донецк, Калининград).
Диксиленд п/у А. Гебеля (Кривой Рог)
Роб Варинг (вибрафон) — Рюнэ Клакегг (ф-но) — (Норвегия. Осло)

2 МАРТА, ПЯТНИЦА, 18-30

Джаз-ансамбль "Тон-Арт" (Австрия, Вена) и Дебора Греш (США).
Юрий Заря, Валерий Тукало и квартет "Джаз-гол-концепция" (Кривой Рог).
М. Альперин, ф-но— А. Шилклопер, валторна (Москва)
Биг-бэнд "Мосебака" (Финляндия. Хельсинки).
Леонид Чижик, ф-но (Москва).
Прага-свинг-квартет (Чехословакия, Прага).

3 МАРТА СУББОТА, 16-00

Биг-бэнд "Мосебака" (Финляндия, Хельсинки).
Дуэт Тео Набихт, саксофон — Берт Вреде, гитара (ГДР, Берлин)
Джаз-хорал п/у А. Гебеля (Кривой Рог)
Ансамбль "Пастор и большая пробка" (Польша, Варшава)

3 МАРТА, СУББОТА, 19-30

Детский биг-бэнд п/у А. Гебеля (Кривой Рог)
Хэннер-Урфф квинтет (ФРГ, Кассель)
Ансамбль интуитивной музыки "Три О" п/у С. Летова (Москва)
Дуэт Роб Варинг, вибрафон — Рюнэ Клакегг, фо-но (Норвегия, Осло)
Сергей Манукян и группа "Авиценна" (Таллинн)

3 МАРТА, СУББОТА, 23-59

Джем-сэшн по пригласительным билетам

4 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16-00

ДКиТ СевГОКа
Хэннэр-Урфф-квинтет (ФРГ, Кассе ль)
Джаз-ансамбль А. Пищикова — И. Широкова (Москва — Ленинград—Донецк)
Ансамбль "Пастор и большая пробка" (Польша, Варшава).
Джаз-ансамбль "Тон-Арт" (Австрия, Вена) и Дебора Греш (вокал, США)
Детский бэнд и Джаз- хорал А. Гебеля (Кривой Рог)

4 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18-00

ГОРТЕАТР
Биг-бэнд Криворожского горнорудного института п/у Ф. Титаренко (Кривой Рог)
Тео Набихт, саксофон — Берг Вреде, гитара (ГДР, Берлин)
М. Альперин, ф-но — А. Шилклопер, валторна (Москва)
Ансамбль интуитивной музыки "ТРИ О" (Москва) п/у С. Летова.
Сергей Макукян и группа "Авиценна" (Таллинн).
Прага-свинг-квартет (Чехословакия, Прага).

УЧАСТНИКИ

ОРКЕСТРЫ

? МОЛОДЕЖНЫЙ БИГ-БЭНД "ДРУЖБА" (София, Болгария)
Создан оркестр в профсоюзном Доме культуры "Дружба" несколько лет назад. Коллектив является носителем золотого значка УП фестиваля художественной самодеятельности. В его состав входят учащиеся, рабочие, студенты.
Руководитель оркестра Александр Видлишки, воспитанник Болгарской государственной консерватории. Несколько раз был лауреатом республиканских фестивалей художественной самодеятельности. Он является создателем первого в Болгарии хора мальчиков, молодежных духовых оркестров и нескольких ВИА. Под его руководством бэнд много выступает перед рабочими, школьниками, студентами. Выступали в посольстве СССР, Центральном совете болгарских профсоюзов и т. д.
Оркестр имеет записи на радио и ТВ. В творческих планах молодых исполнителей оркестра — профессиональное совершенствование. Их кумирами являются такие выдающиеся мастера джаза, как Глен Миллер, Каунт Бейси, Карел Влах, Дюк Эллингтон, Олег Лундстрем.

? БИГ-БЭНД "МОСЭБАКА" (Финляндия, Хельсинки)

Оркестр берет свое начало в январе 1982 г., когда старые друзья с 50-х годов стали собираться на "джемах". Состав менялся тогда от квартета до октета. Уже в марте того же года понадобились дополнительные музыканты для создания биг-бэнда. Общество МББ (Мосэбака биг-бэнд) было зарегистрировано в октябре 1983 и деятельность определилась окончательно в форме бэнда.
Первый открытый публичный концерт МББ был дан в январе 1984 г. Оркестр играет традиционную свинг-музыку. В репертуаре оркестра произведения Каунта Бейси, Дюка Эллингтона, Вуди Хермана и других известных композиторов. Оркестр "Мосэбака" выступает в основном в районе Хельсинки. Имеет записи на радио. Выступал на Таллиннском ТВ.
Участие в джазовых фестивалях: Иматра-85, Тамми Саари 86, Балтик джаз 88-89, Ранна-89, Джаз-неделя Лахти-89.

? ОРКЕСТР КРИВОРОЖСКОГО ГОРНОРУДНОГО ИНСТИТУТА П/У ФЕДОРА ТИТАРЕНКО

Оркестр создан в 1987 г. И в том же году был участником "Горизонтов джаза". В 1988-м году оркестр возглавил саксофонист Федор Титаренко.
В "Горизонтах Джаза 88" Ф.Титаренко успешно представлял свой джаз-квинтет. На "Горизонтах-90" он играющий руководитель.
В этом году оркестр КГРИ является своеобразной сборной командой города по джазу. Сюда вошли музыканты оркестр госцирка, преподаватели музучилища. Программа, которую представляет оркестр, специально подготовлена для нашего фестиваля.
Многие музыканты оркестра участвовали в джазовых фестивалях страны в Тбилиси, Донецке, Ярославле, Архангельске, Куйбышеве и др. В репертуаре - джазовая классика.

Состав оркестра:

Саксофоны: Анатолии Шумейко, Виктор Приходько Федор Титаренко, Валентин Шульга, Виталий Куриленко.
Тромбоны Виктор Басюк, Александр Колтко, Эдуард Рычко, Сергей Литвиненко
Трубы: Сергей Париев, Алексей Кучеров, Виталий Дюмин, Александр Корытьков.
Ритм-группа: Юрий Плевако — ф-но, Василий Ковальчук — бас, Леонид Демченко—ударные.

? ДЕТСКИЙ БИГ-БЭНД П/У А.ГЕБЕЛЯ (г. Кривой Рог)

Оркестр был создан а 1980 г. педагогом по классу баяна Александром Гебелем на базе детской музыкальной школы №10. В состав оркестра входят ученики этой школы в возрасте от 6 до 14 лет. Первым знаменательным событием оркестра было его участие во Всесоюзном джаз-фестивале в Днепропетровске в 1983 г. С тех пор оркестр является постоянным участником крупнейших джаз-фестивалей страны: "Донецк-84" "Т6илиси-84", "Ленинград-85, 89"r "Mocква-86-87", "Архангельск-88", "Витебск-87", "Киев-87, 88" и др.
Оркестр имеет записи на Эстонском, Грузинском радио, фондовую запись Украинского радио. Записывался на Ленинградском, Украинском, Центральном ТВ.
В 1989 году оркестр успешно выступал в Польше, был записан на ТВ Варшавы.
Специфика оркестра — постоянная смена его состава в связи с окончанием детьми обучения в музыкальной школе. Это существенно усложняет работу его руководителя. Но, несмотря на это, анализируя выступления и записи оркестра, можно говорить о постоянном росте исполнительского уровня.
В 1990 году выходит большой Диск детского оркестра совместно с финским юношеским биг-бэндом, записанный на фестивале "Осенние ритмы-89" в Ленинграде.
Репертуар оркестра состоит из произведений джазовой классики и авторских композиций А Гебеля. Все аранжировки делаются с учетом возможностей оркестра его руководителем, который является президентом криворожского джаз-клуба и организатором фестиваля "Горизонты джазаnPMMM4f9l^.
Спонсором оркестра является профсоюзный комитет Северного горно-обогатительного комбината Кривого Рога.

Состав оркестра:

Трубы: Д Левченко, А. Гебель, М. Странсбургер, Д Мироненко, А. Зебров.
Тромбоны: Р. Бойченко, В. Щербина, С. Глущенко, В. Вихров, Ю. Неелов.
Саксофоны: А Яременко, А. Соколов, Р. Чепик, В. Маринюк, Ю. Жуков.
Ритм: Т. Гебель — фо-но, В. Пех — барабаны, А. Дубис - бас.

АНСАМБЛИ

? ЮРИЙ ЗАРЯ, ВАЛЕРИЙ ТУКАЛО И КВАРТЕТ "ДЖАЗ-ОЛ-КОНЦЕПЦИЯ" (Кривой Рог)
Юрий Заря и Валерий Тукало хорошо известны криворожским любителям джаза по высТуплениям группы композиционного джаз-рока п/у Ю. Зари. Они — участники всех предыдущих "Горизонтов джаза", лауреаты фестивалей "Сухуми-88", "Джаз на Днепре-88", участники "Дней джаза-89" в г. Архангельске. Творческое содружество этих музыкантов длится уже 12 лет.

Состав вокального квартета:

Елена Нагорная, Татьяна Попчук, Юрий Новицкий, Игорь Маяр.
Квартет создан в декабре 1989 г. в качестве эксперимента, специально для "Горизонтов-90". Выступление на этом фестивале — дебют коллектива.
Пишет и аранжирует для ансамбля его руководитель Юрий Заря

? ДИКСИЛЕНД П/У А.ГЕБЕЛЯ

Ансамбль был создан в 1983 г. из преподавателей музшкол и музучилища Кривого Рога для участия в Днепропетровском джаз-фестивале. В том же году, а затем и в 1987 он стал лауреатом Днепропетровского фестиваля.
В начале своего творческого пути коллектив мыслился как ансамбль традиционного джаза, но в настоящее время трансформировался в диксиленд.
В репертуаре коллектива - произведения джаз-классики и авторские произведения А. Гебеля. Все произведения исполняются обязательно в собственных аранжировках, являющихся результатом работы А. Гебеля. Все участники коллектива — профессиональные музыканты, хотя игра в диксиленде не является основной работой для них. Все музыканты имеют свои коллективы, работающие в других жанрах музыки. Но здесь их собирает неизменная любовь к джазу.
Коллектив постоянной базы не имеет, а собирается лишь для подготовки программы к конкретным выступлениям.
В 1989 г. диксиленд успешно выступал на "Днях джаза" в г. Архангельске. Выступал на всех Криворожских "Горизонтах". Многие участники ансамбля, являясь энтузиастами джаза, оказывают весомую помощь в организации "Горизонтов джаза".

Состав:

Виктор Басюк — тромбон, Владимир Остапенко — бас, Александр Гебель — сопрано, Юрий Заря — банджо, ф-но, Валерий Тукало — кларнет, Олег Петров — ударные. Сергей Париев — труба

? ДЖАЗ-АНСАМБЛЬ "ТОН-АРТ" (Австрия, Вена)

Ансамбль был создан осенью 198S г. В то время, вдохновляемый большим опытом работы в различных ансамблях, с выдающимися музыкантами мира, сформировался основной состав нынешнего "Тон-Арта".
В 1986 г. ансамбль принимал участие в фестивале "100 лет джазу", проходившем в Вене. В 1987 г. вышла первая их большая пластинка и тогда же они записали музыку к фильму известного австрийского кинорежиссера Эрнста Шмидта. Музыканты ансамбля являются основателями созданного в 1987 г. музы кального венского общества "АУМ",
Коллектив много гастролирует за рубежом. В Союзе не впервые. В прошлом году они были участниками "Дней джаза" в Архангельске. В 1989 г вышла вторая большая пластинка "Тон-Арта".

? ПРАГА-СВИНГ-КВАРТЕТ (Чехословакия, Прага)

Владимир Клусак — (р. 1947 г.) — рояль
Иван Доминак (р. 1935 г.) ударные
Ян Оренбург (р. 1953 г.) — вибрафон
Иржи Ниэдэрле (р. 1952 г.) — кларнет

Свинг-квартет был основан пианистом Владимиром Клусаком в 1972 г. из свинг-музыкантов, работавших длительное время в разных областях джаза. Ансамбль ориентируется на музыку камерных ансамблей "золотой эры" свинга (30—40 гг.) и не случайно выступает в том же составе инструментов, в каком играл и легендарный Бенни Гудман Квартет. Помимо известных и популярных произведений эры свинга, ансамбль исполняет такие произведения чешского джазового авангарда (Я Ежек, С. Э. Новачек, Э. Ф. Бурман), включая систематически в репертуар и собственное творчество.
В арсенале квартета - 7 пластинок, вышедших в Чехословакии на студиях Пантон и Сурафон, а также обзорные диски, выпущенные а ФРГ (75 г.), Дании (86), СССР (87)—"Осенние ритмы"
В 1981 г. руководитель ансамбля В. Клусак завершил три семестра учебы в известном на весь мир колледже в Бостоне, США.

? ПАСТОР И БОЛЬШАЯ ПРОБКА (Польша, Варшава)

Ансамбль создан в 1986 г. В том же году впервые выступил на фестивале в Кракове. В 1987 г после нескольких выступлений взял это название.
В декабре 1988 участвовал с громадным успехом в фестивале г. Мюнхен (ФРГ), а в июне 1989 в г. Менстер (ФРГ). Этот ансамбль слушали в Вене и Грац (Австрия), в Люксембурге, Швеции и Норвегии, Западном Берлине и Венгрии и на Дебренском джаз-фестивале. В СССР он выступал в Архангельске, Ленинграде.
Ансамбль играет комбинации многих музыкальных стилей, несмотря на оригинальность состава и отсутствие ритм секции — сводный блюз, рок-н-ролл, свободный джаз, панк-рок, марши. Исполняют также народную музыку На выступлениях музыканты используют элементы хореографи.

Состав:

Кристоф Попей — флейта (руководитель), Бронислав Дузи — тромбон, Александр Карецки - свксофон.

? ДЖАЗ-ХОРАЛ П/У А.ГЕБЕЛЯ (Кривой Рог)

Создан в 1982 году как реализация идеи А. Гебеля исполнять в вокальной форме инструментальную музыку джаза. Состав ансамбля на протяжении про шедших Лет менялся, оставаясь неизменным лишь в лице нескольких его участников. В настоящее время он состоит из профессиональных музыкантов — преподавателей музшкол Кривого Рога. Организационные сложности хора сделали необходимым уменьшение его состава, а в этой связи — по-новому взглянуть на форму подачи произведений. Сейчас это джаз-хорал, где каждая партия исполняется в микрофон, в отличии от хора, где одну партию поют несколько человек.
В старом варианте джаз-хор выступал не всех "Горизонтах джаза". Был лауреатом фестиваля "Джаз на Днепре-87". Имеет записи на украинском ТВ и радио.
В репертуаре коллектива произведения джазовой классики, джазовые интерпретации, авторские произведения А. Гебеля и Ю. Зари.

? ДУЭТ МИХАИЛ АЛЬПЕРИН (ФОРТЕПИАНО) - АРКАДИЙ ШИЛКЛОПЕР (ВАЛТОРНА)

С пианистом Михаилом Альпериным криворожские любители джаза уже встречались на "Горизонтах джаза-87, 89".
М. Альперин — участник многих джазовых фестивалей в нашей стране и за рубежом. В числе последних — фестивали в Кракове и "Джаз Джембори-88". В 1988 году вышла пластинка фирмы "Мелодия" под названием "Автопортрет" и пластинка, записанная в Кракове "Соло, дуэт, трио". Недавно он Вернулся из гастрольной поездки по США.

Аркадий Шилклопер окончил Центральную военную музыкальную школу и Государственный педагогический институт им. Гнесиных, работал в оркестре ГАБТ СССР. Сейчас работает в оркестре Московской филармонии под управлением Китаенка. Играет джаз, играет виртуозно, играет соло и с партнерами, играет на....валторне. Согласитесь, явление само по себе редкое для джаза.

? ДУЭТ РОБ ВАРИНГ (ВИБРАФОН) - РЮНЭ КЛАКЕГГ (ФОРТЕПИАНО) (Норвегия, Осло)
Роб Варинг родился в США, но последние 7 лет живет в Норвегии. В настоящее время является одним из ведущих вибрафонистов Европы. В муэыке он сторонник лирических произведений. Именно поэтому в прошлом году он записал несколько лирических композиций для хора и биг-бэнда, которые имели успех у критиков Осло. В Норвегии сейчас это один из первых музыкантов. Рюнэ Клакегг в настоящее время один из сильнейших молодых джазовых музыкантов Норвегии. В прошлом году он записался на ТВ и как молодой композитор. В дуэте с Робом Варингом они играют недавно.

? ХЕННЕР-УРФФ-КВИНТЕТ (ФРГ, Кассель)

Квинтет был создан в 1983 году В его составе: Рейнхолд Брундиг (р. 1926 г.) — с 1945 г. профессиональный музыкант на ударных инструментах. За свою творческую биографию играл в различных американских клубах, в международных группах, во время турне по Европе, преимущественно в Швейцарии.
Клаус Вендерох (р. 1939 г.) — пианист. 30 лет назад начинал как пианист, играющий классическую музыку, но позже стал играть развлекательную музыку. Ему нравится любая хорошая музыка, однако его страстью является ритм.
Хелмут Шафер (р. 1952 г, ) — кларнет, саксофон. Наряду со своими основными инструментами, играет еще на фортепиано и гитаре. Эта многогранность позволяет ему быть опытным учителем музыки.
С 1985 г. он в квинтете, но наряду с этим является одним из руководителей биг-бэнда университета г. Кассель.
Михаэл-Розенхол — (р. 1955 г.) — бас. Работает учителем музыки в одной из школ, что дает ему возможность посвятить себя полностью джазу. Играл в различных оркестрах. Работает как аранжировщик для биг-бэнда. В квинтете — с 1985 г.
Хэннэр Урфф (р. 1928 г.) — вибрафон, фортепиано. Играл с 1945 г. в американских клубах как и Рейнхолд Брундиг. Его местом работы были различные джазовые коллективы и клубы в Германии, где он знакомил жителей с музыкой прежде всего композитора Жоржа Ширинга, а также Бенни Гудмэна и др.
В СССР квинтет не впервые. Выступал он на "Днях Джаза-89" в Архангельске.

? АНСАМБЛЬ ИНТУИТИВНОЙ МУЗЫКИ "ТРИ О" (Москва)

Этот ансамбль хорошо известен любителям джаза столицы. Он выступал на всех центральных джаз-фестивалях страны. Жители Кривого Рога могли видеть его в программе "Взгляд". Руководитель и организатор ансамбля флейтист-саксофонист Сергей Летов. В настоящее время ансамбль выступает с вокалисткой Сайынхоо Намчылак. Вот что Писал о них Дмитрий Ухов в журнале "Эстрада и цирк": "Москвичи Сергей Летов, Аркадий Кириченко (труба), Александр Александров (фагот), которые называют себя "Три О" (три отверстия), - по-московски "широкие" натуры. Стилизация — так вовсю, цитата из народной песни — так на грани кича..."

? СЕРГЕЙ МАНУКЯН И ГРУППА "АВИЦЕННА" (Таллинн)

Вот что написано об этом исполнителе в книге "Советский джаз". "Сергей Манукян из г. Грозный. О нем заговорили после рижского фестиваля "Ритмы лета" 1981 года. Там он выступил как барабанщик и вокалист с Горьковским ансамблем А. Шишкина. Обаятельный, скромный, он поразил легкостью и свободой импровизированного пения классических джазовых тем. В 1982 г по результатам опроса советских джазовых критиков, проведенного рижской газетой "Советская молодежь", молодой артист занял второе место среди наших вокалистов после Татэвик Оганесян"
С того времени в жизни этого музыканта было много событий. Он дебютировал как композитор, успешно гастролировал в Европе и США. Сергей Манукян имеет диски, в том числе и зарубежных фирм. В настоящее время это вокалист номер один среди мужчин в нашей стране.
На нашем фестивале он выступает вместе с Таллиннской группой "Авиценна", объединившей прекрасных виртуозных эстонских музыкантов.

? ДЖАЗ-АНСАМБЛЬ А. ПИЩИКОВ - И. ШИРОКОВ (Москва, Ленинград, Донецк, Калининград, Петрозаводск)

Ансамбль собрался специально для "Горизонтов джаэа-90". Почти все участники — известные в советском джазе имена. Игорь Широков (Москва), Валерий Колесников (Донецк) — в пятерке сильнейших трубачей Союза. Трубач Виктор Авдеев (Калининград) — профессиональный музыкант с громадным стажем, в том числе и фестивальным. Он также является руководителем Калининградского биг-бэнда "Ритм". С участниками этого бэнда криворожане познакомились в 1987 году, в составе прекрасного ансамбля "Коллегиум".
Александр Пищиков (Москва) — саксофон, бас-кларнет, также известное имя в джазовой среде. Этот замечательный саксофонист играл с Анатолием ем Кроллом, в оркестре Гаранина "Мелодия". С Олегом Бутманом (Ленинград, ударные) мы познакомились в 1989 г. на "Горизонтах джаза". Он — выпускник Ленинградского музучилища. Играл в ансамбле А. Л. Голощекина.
С ансамблем Андрея Рябова на "Осенних ритмах-89" в Ленинграде он играл вместе с одним из ведущих саксофонистов США — Ричи Коулом.
На контрабасе играет Виталий Соломонов (Петрозаводск), студент Петрозаводской консерватории. Родился и жил Виталий в Днепродзержинске. Долгое время играл в ансамбле А. Кондакова.
На фортепиано играет молодой талантливый Лев Кушнир (Москва).

? АНСАМБЛЬ СТУДЕНТОВ ГМУ ИМ.ГНЕСИНЫХ П/У А.ОСЕЙЧУКА

Появление этого ансамбля на "Горизонтах джаза" - весьма отрадный факт. В первую очередь потому, что два музыканта этого ансамбля, Леонид Дармостук (саксофон) и Игорь Ковалев (тромбон) являются нашими земляками и учениками А. Гебеля. Это бывшие "малыши" из детского биг-бэнда. А Гебепя. Очень приятно, что работа Гебеля как педагога реализуется в конкретных судьбах и коллективах.
На фортепиано в ансамбле играет сын известного советского пианиста Михаила Окуня — Яков. Остальные ребята все студенты разных курсов, которых объединил замечательный известный саксофонист Александр Осейчук, являющийся их педагогом и наставником.
Бас-гитара — Александр Першунин,
Ударные — Александр Могиленко,
Труба — Алексей Батыченко

? ДУЭТ ТЕО НАБИХТ - БЕРТ ВРЕДЕ (ГДР, Берлин)

К сожалению, когда готовился материал этого буклета, мы еще практически ничего не знали об этом дуэте. Известно было, что они с успехом выступали на "Осенних ритмах-88" в Ленинграде. Пусть это будет один из коллективов, о котором зрители сами составят впечатление, без предисловий. О них расскажет их музыка.

СОЛИСТЫ

? ЛЕОНИД ЧИЖИК (Москва)

Писать о Леониде Чижике и легко и тяжело. Легко потому, что это один из самых известных джазовых музыкантов страны, известный всему миру, а тяжело именно по тем же причинам.
Леонид Чижик — заслуженный артист РСФСР. Его джазовая биография и география выступлений широка и интересна.
В Кривом Роге он впервые. Его слушали многие крупные города всего мира, но обделены вниманием малые города СССР. И вот этот пробел заполняется.
С 1978 года Л. Чижик отказывается от ансамблевой игры и выступает как сольный пианист. Вот что говорит Л. Чижик о себе и о джазе в книге "Советский джаз": "Некоторые называют мою исполнительскую манеру "интуитивным" стилем. Дело не в терминологии, дело в самой музыке. То, что я играю, — это ощущение жизни. Мне хочется передать ее изменчивость и бесконечность таким конечным средством, как звук рояля. В музыке проявляется моя спонтанная реакция на мир вокруг меня, на человеческие отношения. Мне кажется, джазу подвластна и эта сфера. Джаз — не пасынок, а законное дитя великой классической традиции а искусстве, которую представляют Бах, Бетховен, Вагнер, Малер, Скрябин, Шестакович. Для меня джаз — бесконечное рождение нового и бесконечное его развитие. Если же я только привычно музицирую, если же не "заражаюсь" жизненными впечатлениями, то начинаю выдыхаться, чувствую, что мне нечего сказать, и моя музыка делается поверхностной, риторичной...".

? ДЕБОРА ГРЕШ (вокал, США)

Имя этой молодой певицы неизвестно широко нашей джазовой публике. Однако, то, что она родилась и жила на родине джаза, позволяет утверждать бесспорную полезность и интересность ее выступления на "Горизонтах джаза". К нам она приехала вместе с ансамблем из Австрии — "Тон-Арт". В СССР она впервые выступила в 1989 г. на "Днях Джаза" в Архангельске.

МЕСТНЫЙ ДЖАЗ

Прошел год со времени III Криворожского фестиваля. И сегодня уже можно подводить итоги года ушедшего. Хотим сразу предупредить любителей джаза, что данная информация не претендует на абсолютную объективность, а лишь предлагает взгляды президента и секретаря Криворожского джаз клуба.

В первую очередь, к сожалению, нужно отметить, что за ушедший год в джазовой атмосфере города не появились новые имена и коллективы. И джаз Кривого Рога, как и ранее, представляли в ушедшем году наиболее стабильные коллективы - А. Гебеля, Ю. Зари (ДК Артема) и Ф. Титаренко (КГРИ).
Сразу же после фестиваля "Горизонты 89" диксиленд А. Гебеля был в составе делегации приглашенной в ГДР на празднование юбилея дружбы между Мансфельдом и Кривым Рогом. В августе 1989 г детский оркестр А. Гебеля был записан на Варшавском ТВ в молодежной передаче "5, 10, 15". Его слушали жители Варшавы, Кракова, Мышлении, Добжиц, многие из которых впервые услышали о существовании города Кривого Рога благодаря игре детей. С детским оркестром связано также упоминание нашего города на телефестивале в Евпатории и на международном фестивале "Осенние ритмы" в ноябре в Ленинграде. Где наш город упоминался вместе с Сиднеем (Австрия), Лос-Анджелесом, Чикаго (США), Веной, Варшавой и др. Очень приятно, что оркестр не теряет формы, несмотря на смену состава и радует своих слушателей.
О качестве игры оркестра говорит тот факт, что в 1990 г. выйдет большой диск на фирме "Мелодия", совместно с финским биг-бэндом записанный на фестивале "Осенние ритмы 89", а также то, что оркестр приглашен в июле 90 г. на джаз-фестиваль в Иматру (Финляндия).
Довольно удачной была поездка коллективов того же Д. Гебеля на "Дни джаза" в Архангельск. Организационно сложный джаз-хор собирался было уже в последнюю гастроль, после чего были мысли о его роспуске. Однако замечательное выступление и последующее приглашение в ФРГ на фестиваль заставили с радостью отказаться от аннулирования этого уникального коллектива. Хорошо играл в Архангельске и диксиленд. А. Гебеля, который также приглашен в ФРГ.

Пожалуй, это и все, что касалось Криворожского джаза за пределами города.
Отрадно, что замечательный саксофонист Ф. Титаренко не дает умереть джазу в городе, играя его в квартете в баре, а его организационные сложности в биг-бэнде надеемся, разрешатся в пользу оркестра.
Без гастролей был год и для коллектива Ю. Зари, в силу опять таки организационных проблем.
Отдельным и волнующим для членов джаз-клуба является вопрос о его теперешнем статусе, формах работы. В этой связи хотелось бы высказать следующие соображения.
За ушедший год не было ни одной встречи, либо джем-сешна в джаз-клубе. На наш взгляд, это получилось в силу объективных причин.
Конечно же, здесь играет отрицательную роль и музыкально образование вообще, о чем хорошо написал в прошлом году И. Казаков. Но будем надеяться, что открытие в Криворожском музучилище отделения современных искусств внесет свежую струю в музыкальную жизнь города. Которая проблематична не только в джазе, а и в роке, и в поп-музыке. Там тоже наблюдается дефицит талантливых молодых музыкантов, позволяющий бездарным со сцены "угощать" публику за деньги примитивизмом и откровенной бульварной (с местным колоритом) пошлостью.

На заметку: Вы еще не решили какую клавиатуру выбрать для игр?. Тогда рекомендуем вам посетить сайт 20bit.ru. Там вы найдете всю необходимую информацию по этому вопросу.

Товарищи, хватит нам пошлости на улицах и в быту! Давайте хотя бы сцену отдадим "души прекрасным порывам". Каково же резюме?

В настоящее время работу в джаз-клубе мы видим как реально существующую, но значительно организационно изменившуюся от первоначальных представлений. Жизнь заставляет отказываться от конкретного помещения джаз-клуба, планомерности заседаний, бюрократической организации его (с отделами, завами и пр.), членских взносов и мы это безболезненно делаем. На наш взгляд, джаз-клуб из формального превращается в реальный, где отсеялись люди "случайные" и остались "закономерные".
Время рассудит правильность таких позиций. По крайней мере, в настоящее время такую позицию продиктовала нам реальная жизнь. Мы думаем, что джазовое искусство, как, впрочем, и рок, и театр не представляют собой столь массовое, как поп-музыка. Но убеждены, что голод на культуру должен утоляться не объемом однообразных зрелищ, а их разнообразием. Почему бы нашему городу не приобрести фестивали театров, кино, рока? Бред? Не думаем. Искусство ведь принадлежит народу.

В. ОСТАПЕНКО, А. ГЕБЕЛЬ.

ДЖАЗОВЫЕ ФЕСТИВАЛИ В СССР

Ежегодно у нас в стране проводится более 30 джазовых фестивалей. Эти фестивали проходят в различных городах, охватывая буквально всю территорию страны. Среди них есть как традиционные, так и эпизодические. Различаются фестивали и по статусу. Одни проводятся филармониями, другие — комсомольскими, профсоюзными, общественными организациями-
Не всегда эти праздники называются фестивалями, но всегда таковыми являются для любителей джазовой музыки.
К сожалению, информация о предстоящих фестивалях нигде в нашей стране не публикуется. Наш календарь заполняет этот пробел.
Помещая список фестивалей, мы приводим фамилии и телефоны их организаторов, что позволит и музыкантам, и любителям джаза напрямую с ними общаться и решать любые оргвопросы. (Картинка справа кликабельна: можно ознакомиться с расписанием джазовых фестивалей на 1990-й год)

Даты фестивалей могут незначительно меняться. А фестиваль в Памевежисе 07—08.11 состоится в указанные числа лишь в том случае, если в Литве сохранится государственный праздник. В таблице указаны не все фестивали страны, а лишь тех городов, которые представили информацию в советскую джазовую федерацию.
Информацию по фестивалям нам любезно предоставил Георгий Бахчиев.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЖАЗА

Процесс дегуманизации культуры отразил самые разрушительные тенденции нашего века. В музыкальном искусстве все чаще приходится сталкиваться с безликостью и падением творческого потенциала, происходит девальвация художественных ценностей С другой стороны, потребление музыки переходит границы разумного, и сегодня мы музыку не слушаем, а с утра до вечера слышим как фон в баре, магазине, поезде, самолете, дома и на работе. Обозначилось явное снижение уровня духовых контактов человека с искусством. Непростая ситуация и в нашем джазе. Действительно, прежде люди собирались специально для того, чтобы послушать музыку, — у соседа на патефоне, в парке на эстраде, в зале на концерте. Сейчас же, постоянно слыша музыку повсюду вокруг себя, люди перестали ее слушать и начали в первую очередь воспринимать только самый простой, наиболее рельефный ее элемент — ритм. Таким образом круг как бы замкнулся — от африканских истоков джаза мы пришли к примитивизму ритмов дискотеки, к механическим ритм-боксам поп-музыки. Тогда как в джазе (пусть он никогда и не был всенародной, популярной музыкой кроме, может быть, периода свинга в Америке) есть еще мелодия и гармония. И джаз требует (а начиная с Паркера, всегда требовал) определенных интеллектуальных усилий, чтобы полнее понять его. Сейчас в массе слушателей это перестало иметь место, судя по полупустым залам наших джаз-фестивалей — от Новосибирска до Риги, от Апатитов до Ростова и Казани, включая Ленинград и Москву. Даже во время крупнейшего джазового события 1988 года, на концертах Брубека в московской "России", аншлаг был только в субботу (28 марта), когда туда приехали джазмены со всей страны.

Джазу всегда помогала опора на прошлое, на свои корни. Унесенные в сторону "третьим течением" в конце 50-х г. г., джазмены остановились и сделали шаг назад, чтобы затем пойти вперед. Так, например, Кэннонболл Эддерли в свое время пришел по дороге Паркера тоже в тупик, затем вернулся на несколько кварталов назад, захватил с собой все, что мог, добавил кое-что свое и нашел для себя новую отправную точку.

За 90 лет истории джаза каждому новому стилю всегда находилось свое место, а для поиска новых направлений самым надежным указательным столбом всегда был блюз, который проходил красной нитью через всю эту историю "Блюз", — это краеугольный камень, сущность джаза, его душа; он не имеет никаких слабых сторон, и до тех пор, пока будет блюз, будет существовать и джаз" Это сказал Эллингтон, лучшие композиции которого обычно являлись трансформацией блюза.
Нет, настоящий джаз пока еще не умирает, и его любитель, стоящий также на этих трех китах, еще долго сможет получать удовольствие от своего общения с ним. Пока популярны фестивали диксиленда в Сакраменто и блюза в Чикаго. Однако, нет движения вперед, ибо даже более новые формы джаза включают сейчас прежнее, старое содержание. Материал прошлого сохраняется в качестве почетных композиций настоящего. Можно идти вбок, вглубь и вширь (или назад), но если не идти вперед во времени, то искусство обречено, оно одряхлеет. Мне думается, что свинг и блюз не вечны, вечна только импровизация, вот и возникает далекая от джаза, но многообещающе универсальная "Новая импровизационная музыка", как мы уже видим. Это, пожалуй, единственная просматриваемая ныне перспектива, хотя и не джазовая, к сожалению. В настоящее время джаз базируется в основном на давно известных моделях и стилях, эволюция в которых происходит только внутренняя, в сторону чисто технического совершенства, а это вещь в себе. Появление же сравнительно молодых ретроградов вроде Скотта Хэмилтона в конце 70-х исключение из правил, которое ничего не меняет.
Да, есть много хороших вещей, которые мы проскочили в своем стремлении идти вперед, и на наш век еще хватит знакомства с огромными ресурсами классического джаза (как и классической музыки, впрочем). Пусть тот или иной джазовый стиль не нов, но мы ценим умение данного музыканта проникнуть в его характер сегодня, сейчас. Однако, едва ли Джонни Ходжеса будут слушать и через 500 лет, как надеялся Игорь Лундстрем. Останутся книги и пластинки, библиотеки и фонотеки, но современный джаз — продукт цивилизации нашего времени и, видимо, не сразу, а постепенно он все-таки уйдет вместе с ним. Как ушел фактически вальс прошлого века. Что за музыка ждет нас в далеком будущем, не может сказать никто, в какую щель или телескоп ни заглядывай. Но нет никакой уверенности в том, что там сохранится джаз, будущее джаза зависит от того, насколько мудро мы обращаемся с ним сегодня.

Юрий Верменич