Энвера Измайлова мне сравнивать не с кем. В этом и состоит основная сложность, когда просят написать свои впечатления о творчестве музыканта. Приходится опираться скорее на свои чувства и эмоции, чем на то, что тебе известно о музыке вообще. Я услышал Энвера год назад на первом фестивале Мамакабо в городе Волжск.
Фестиваль этот сам по себе очень эклектичен. Хорошо это или плохо - не мне судить, лично я нашел в нем для себя много интересного. Классическая авторская песня легко соседствует там с высокими образцами инструментальной музыки и с эстрадным жанром. Но - не об этом.
Измайлов вышел после Дмитрия Четвергова, обрушившего на публику шквал звуков и фонтан энергии. Прекрасное шоу, этакий Ришелье с гитарой - мощный драйв, публика на ушах! Обычно после таких номеров выступать сложно. Пока публика шумела и звала Четвергова на бис, на сцене появился немолодой человек в джинсах, с гитарой, минут десять расставлял под ногами свои коробочки. Ничего особенного это не предвещало. И тут человек взял в руки инструмент. После первых же двух минут я понял, что убит наповал.
Потому, что ТАКОГО я не видел и не слышал никогда! Неповторимый восточный колорит в сочетании с техникой, которой (судя по тому, что мне известно об этом на сегодняшний день) мало кто вообще владеет с таким мастерством.
Руки музыканта двигались по грифу естественно и непринужденно, но что из-под них выходило - ! Я был в шоке. Я не понимал, как это. Рядом со мной, можно сказать, под боком, а не в штате Иллинойс, - почему я его не слышал до сих пор? А Энвер играл одну композицию за другой, плел свою восточную вязь, заворачивал проигранное 10 секунд тому назад обратно и накладывал поверх
сыгранного еще одну партию гитары, создавая эффект группы музыкантов. При этом никакого визуального шоу, не считая дыма, пущенного работниками сцены. Если я не ошибаюсь, Энвер играл чуть больше 30 минут. За это время меня перевернуло
до основания. Я понял, что больше не смогу жить без этой музыки. К счастью, у Измайлова оказалось с собой несколько последних дисков, один из которых я и приобрел...
За год, прошедший со времени первого фестиваля, я выкопал все, связанное с творчеством этого человека,что только смог: 4 альбома - не так уж и много.
В нынешнем году, разумеется, я ждал выхода Измайлова больше, чем всех остальных. Я готов был выслушать то же самое еще раз, понимая, что программа могла остаться прежней. Но она была изменена, да не менее, чем на 90%. И в этом году я слушал уже другого Измайлова. Все тот же татарский колорит был сдобрен голосовыми и инструментальными спецэффектами гораздо щедрее. Это уже было полновесное шоу! Шоу в хорошем смысле этого слова, ибо для того, чтобы делать подобные вещи, нужна большая работа, а не только железка, способная записать и вернуть тебе свой собственный звук.
Некоторые уважаемые мною музыканты позже говорили, что Измайлов их впечатлил как техник, но не как музыкант. Что очень большой процент его программы занят его электронными фокусами. Не могу с этим поспорить, поскольку (повторюсь) мне не с чем сравнивать. Я не настолько осведомлен в двуручном тэппинге, чтобы рассуждать об этом как профессионал. Я слушатель. Мне, по большому счету, все равно КАК делается музыка. Я вижу только то, что эта музыка настолько самобытна, что не вписывается в какие-либо стандарты, о которых мне известно.
Она не оставляет меня равнодушным, хотя это очень мягко сказано, для того, чтобы передать полную гамму чувств от игры этого музыканта. И если элементы шоу кому-то мешают, то мне - нисколько. И мне остается только сказать Спасибо этому большому музыканту, который приоткрыл мне и моим друзьям дверь в неведомый доселе мир.
Спасибо, Энвер! Спасибо за то, что вы появились в русской глубинке, жители которой и думать не могли, что здесь, на обочине дачного поселка,
близ города Волжск, на берегах Волги и Илети будет звучать такая музыка!